21.06.2022
В Санкт-Петербурге в Михайловском замке открылась выставка «Петр I — коллекционер. Скульптура Летнего сада из собрания Русского музея».
Летний сад — почти ровесник Петербурга, петровского Парадиза. Первые упоминания о нем относятся к 1704 году. И уже тогда, если верить «Подлинным анекдотам о Петре Великом», которые собрал и записал Якоб Штелин (гравер, картограф, мастер фейерверков), царь пожелал, «чтоб люди, которые будут гулять здесь по саду, находили бы в нем что-нибудь поучительное».
Вскоре в Голландии были заказаны фигуры персонажей басен Эзопа (их сделали из позолоченного свинца). Они и положили начало скульптурной коллекции Летнего сада, которая до конца жизни Петра I постоянно пополнялась. Сначала бюсты и статуи героев древности, античных богов и аллегорий привозили в Северную столицу в качестве военных трофеев (шла Северная война), потом стали приобретать и заказывать в Италии.
К 1724 году Летний сад украшало уже 118 произведений скульптуры. Позже туда было перенесено еще несколько статуй, из коллекции Меншикова, других императорских парков и дворцов. Три столетия они украшали Летний сад, уже не столько просвещая, сколько восхищая гуляющих горожан и гостей столицы. Им посвящали стихи, о них слагали легенды. И, конечно, о них заботились — укрывали на зиму, очищали, реставрировали.
В 2004 году Летний сад вошел в состав Государственного Русского музея, а в 2009-м начались масштабные работы по его благоустройству. Вся скульптура вместе с постаментами была вывезена и размещена в Михайловском замке. После обследования хранители приняли решение о том, что назад оригиналы не вернутся – под открытым небом вместо них установят копии, старинная же скульптура останется в музейных залах.
Самые первые, свинцовые фигуры, да и некоторые другие до наших дней не сохранились, знаменитая Венера Таврическая переехала в Эрмитаж, а 92 статуи из старинного собрания хранятся теперь в Русском музее. В дни празднования 350-летия со дня рождения Петра Великого открылась выставка, на которой часть из них представлена на всеобщее обозрение.
Как рассказывает ведущий научный сотрудник музея, хранитель скульптуры Летнего сада Галина Хвостова, это первая такая выставка за много лет.
«Наша коллекция садово-парковой скульптуры того времени — самая большая в мире, — говорит Галина Александровна. — В Падуе есть площадь, окруженная множеством статуй, но их меньше, чем 92. Наше собрание — бесценное сокровище. И сейчас эти замечательные произведения расположились в трех залах Михайловского замка».
В экспозицию вошло около 70 произведений. «Аллегорию Ништадтского мира» (первый в России памятник из мрамора, работа Пьетро Баратты) и «Вакха» можно найти в саду. Первую — под открытым небом. Второго — в павильоне «Голубятня». Часть оставшихся памятников еще не отреставрирована, часть просто не поместилась в отведенном пространстве. Среди тех, что представлены на выставке: аллегории «Правосудия» и «Милосердия», «Навигации» и «Архитектуры», знаменитые времена суток — «Аврора», «Полдень», «Вечер» и «Ночь», два «Похищения сабинянок», «Амур и Психея», «Церера», «Двуликий Янус» и многие другие.
«Мы всегда напоминаем, что начинать знакомство с нашим городом надо с Летнего сада, стоя у «Ништадтского мира», — говорит Галина Хвостова. — Этот памятник отреставрировали, но не копировали. А здесь, в Михайловском дворце, где выставлены замечательные образцы подлинных скульптур Летнего сада, можно смотреть, радоваться и вспоминать, как они стояли саду. В первом зале по бокам от дверей — «Правосудие» и «Милосердие» (их создатель — Пьетро Баратта, один из любимых скульпторов Петра I). На главной аллее Летнего сада они стоят точно так же, повернувшись друг к другу. Да и все остальные размещены таким образом, чтобы между ними сохранились прежние взаимоотношения и возникло какое-то новое согласие. Это было непросто, потому что в Летнем саду — другое пространство, воздух, зелень, а здесь все иначе. Но, может быть, мы будем больше внимания обращать на пластику, выражение лиц, драпировки… тут можно больше говорить о реставрации».
Галина Александровна знает об этих скульптурах все. Не только имя автора, год изготовления, историю бытования, но и подробности каждого их «ранения», каждой реставрации:
«Подойдите поближе к «Навигации», вы увидите, как повреждена ее поверхность. Почему? Потому что в XIX веке статую нещадно чистили, обдирали верхний слой, чтобы сделать побелее. Тогда считалось, что скульптуру надо чистить. И только в начале ХХ столетия стали думать, как ее реставрировать. Замечательные скульпторы, которые прикасались к нашим памятникам, не всегда это делали бережно. Хотя о сохранности их всегда заботились. Не могу не вспомнить прекрасного «надзирателя за скульптурами Летнего сада» Василия Ивановича Демут-Малиновского. Именно он в 1826 году придумал деревянные футляры, в которые памятники стали укрывать на зиму, — потому что это Россия, это жестокие морозы, ветры, дожди. И до сих пор эти футляры являются самым надежным укрытием. Я как хранитель с 30-летним стажем имею право сказать, что ничего другого — никакого стекла, никакого пластика — не нужно».
Известно, что в дни Ленинградской блокады статуи Летнего сада были укрыты в земле, и в 1942 году истощенные, умирающие от голода хранители проводили пробные раскрытия, чтобы убедиться, что скульптура надежно защищена и находится в хорошем состоянии.
В 1989 году произошло событие, о котором мало знают. В Летнем саду искали бомбу времен войны, которая могла взорваться. Сохранились документы, свидетельства того, что она осталась на территории сада, и летом 1989 года пришло распоряжение Исполкома — искать ее и обеспечить неприкосновенность скульптур.
«Тогда на специальном совете в Комитете по культуре, вспомнив о том, что во время войны памятники сняли с постаментов и зарыли, мы решили поступить подобным образом – снять их и положить на землю, — рассказывает Галина Хвостова. — Все статуи и бюсты Летнего сада (кроме самых крупных, «Аллегории Ништадтского мира» и «Амура с Психеей», которые защитили особым образом), были уложены на землю. Точнее, на песчаную подушку. Два с половиной месяца военные специалисты искали бомбу. Это было ужасно сложно. Ее не нашли. И нам, музейщикам, объяснили, что бомба ушла вниз, скорее всего, что она уже не могла бы взорваться, и теперь ее можно искать даже в Фонтанке. Тогда нас очень поддержали горожане…»
К сожалению, печальных историй — о вандализме, о глупом и жестоком отношении к памятникам искусства у Галины Александровны тоже много:
«Если вы будете смотреть внимательно, вы увидите массу следов варварского отношения в скульптуре Летнего сада на протяжении трех столетий. Свидетелем многих была лично я. Как-то ночью у Минервы отобрали копье вместе с частью руки, потом руку восстановили, а копье пришлось сделать новое.
Замечательная статуя — «Красота», аллегория красоты — редчайший пример в истории искусства. Произведение это совершенно удивительное еще и потому, что подпорка для женской фигуры выполнена в виде дракона. Он охраняет красоту и чистоту. Символы чистоты — жемчуг на шее девушки и лилии в ее волосах. В 1990-х годах эту статую отреставрировали. Реставратор, молодой человек, только что окончивший училище, целый месяц старательно приводил ее в порядок. А через пару дней, выйдя в сад утром, я увидела, что живот «Красоты» исчерчен фломастером. Снова вызван был этот молодой человек. У него слезы стояли на глазах. И он целую неделю все это снимал.
Шедевр нашей коллекции, который вышел из мастерской Джан Лоренцо Бернини, — «Амур и Психея». Эта скульптурная группа была привезена в Петербург около 1716 года. В Летнем саду она стояла очень хорошо, в партере. Но посетители, которые не всегда адекватно себя вели, сломали светильник и оторвали руку Психее. Теперь тут видны швы. Печально, что это не единичный случай. Нынешний светильник — на моей памяти третий. Но здесь, в Русском музее рядом с этой скульптурной группой всегда будет находиться смотритель. К ней никогда не подойдет человек с дурными намерениями».
Когда принималось решение о замене скульптуры в Летнем саду копиями, мнения резко разошлись. Очень многие журналисты, общественные деятели и даже музейщики были против. «Люди говорили: «Ах, прежний Летний сад, подлинники… это было другое», — делится Галина Хвостова. — Совершенно верно. Но вы помните, какое это было другое? У меня есть фотографии, на которых видно, что статуи покрыты черным налетом. Это было сочетание грибов, микроорганизмов, плесени — так называемое литобионтное сообщество. С ним невозможно бороться, когда мрамор стоит на воздухе. Это надо понимать. Когда музейщики взялись за это всерьез, привлекли специалистов по камню, химиков, то пришли к убеждению — статуи надо копировать. Да, это было сложно, очень сложно, но реставраторы справились. И впервые в мире такая коллекция полностью скопирована».
Копии изготовили из «искусственного мрамора» (натуральной мраморной крошки и полимерного связующего). Эта методика до того уже была опробована на целом ряде памятников пригородных музеев Петербурга и показала, по словам специалистов, отличные результаты. Новые версии старинных статуй гораздо лучше защищены от грязи, пыли, выхлопных газов, сырости… И Летний сад по-прежнему просвещает и радует своих гостей. А оригинальная скульптура привыкает к музейным залам, где обосновалась надолго. Нынешняя выставка, как рассказывает Галина Хвостова, со временем будет дополнена (сюда переместятся оставшиеся два десятка памятников) и станет постоянной.