30.06.2022
Государственный Русский музей отмечает 350-летие со дня рождения Петра Великого — выставками, просветительскими программами, реставрационными проектами.
«Программа, которую мы подготовили к 350-летию со дня рождения основателя Петербурга, так же обширна, многогранна и многообразна, как и личность Петра I, как дела его, — говорит директор музея Владимир Гусев. – И мы не старались все это сделать к юбилею. Большинство наших проектов — долгосрочные, все они будут продолжаться и работать в будущем».
Две главные выставки праздничного марафона открылись в Михайловском замке ко дню рождения царя-реформатора. Это экспозиции «И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре» и «Петр I — коллекционер. Скульптура Летнего сада из собрания Русского музея». И если вторая, о которой «Культура» уже писала, сделана для созерцания и эстетического удовольствия, то первая больше для просвещения. Это иллюстрированный рассказ о самых значимых эпизодах жизни первого российского императора, от его далеко не спокойного детства до не менее бурной зрелости. От первого Стрелецкого бунта 1682 года и венчания на царство до основания Петербурга и трагического конфликта с сыном.
В экспозиции собраны произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства из самого Русского музея, Третьяковской галереи, Музея-заповедника «Петергоф», Исторического музея и других, в том числе частных, собраний (всего 150 экспонатов). Многие из них представлены широкой публике впервые. И по большей части это не шедевры. Кураторы, воспользовавшись случаем, показали даже те из них, что обычно хранятся в фондах и вызывают интерес только у специалистов. Ибо главной задачей было не усладить взоры посетителей, а напомнить о ключевых моментах биографии Петра I.
В том числе о его личном мужестве: полотна «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим» кисти Ивана Айвазовского и «Петр Великий при Лахте спасает погибающих солдат» работы Василия Афанасьева. О славных победах: «Сражение русских со шведами при деревне Лесной 1708 года» Александра Коцебу. Об интересе к изящным искусствам: «Петр I осматривает статую Венеры в Летнем дворце» Василия Кучумова. И, конечно, об основании города на Неве. Иллюстрирующая это событие картина Алексея Венецианова была написана художником для живописного конкурса (в котором не выиграла) и совсем не похожа на его известные всем творения, поэтизирующие крестьянский быт. Это очевидно парадная, официальная композиция: император со товарищи выбирают место для строительства новой столицы. Фоном служит гранитная скала, по форме напоминающая Гром-камень, основание «Медного всадника». Все понятно, очевидно, наглядно.
Есть на выставке и работы Николая Ге, Василия Сурикова, Ильи Репина, Валентина Серова, Александра Бенуа, других знаменитых мастеров, но все они подчинены общей концепции, неспешному повествованию о жизни монарха, чьим примером и образом на протяжении столетий вдохновлялись его преемники, поэты, литераторы, художники.
Столь же познавательна выставка, которую Русский музей представляет в Садовом вестибюле Михайловского дворца, — «Борис Кустодиев и Мстислав Добужинский. Композиции для Городского Училищного дома имени Петра Великого». Это тоже не только зрелище, но и история о ныне почти забытом учебного заведении, строительство которого началось в 1909 году и завершилось в 1912-м. Тогда в здании разместили 12 классов начального училища, мужское и женское четырехклассные училища, городскую бесплатную читальню. Сейчас его занимает Нахимовское училище, а часть произведений живописи и скульптуры, созданных для его оформления, хранится в собрании Русского музея. На выставке представлены парадный портрет Петра Великого кисти Бориса Кустодиева (который прежде украшал актовый зал Училищного дома) и эскиз к нему, а также эскизы Мстислава Добужинского к монументальному полотну «Петр I в Голландии» (написанному для того же зала, но не сохранившемуся до наших дней).
Впоследствии Русский музей планирует продолжить серию выставок, посвященных юбилею царя-преобразователя. На одной из них будут показаны работы Михаила Махаева, мастера архитектурного пейзажа, больше всего известного своими видами Петербурга. Именно благодаря ему мы можем сегодня представить, как выглядела Северная столица в XVIII столетии.
Другая экспозиция познакомит посетителей музея с «Семейным портретом» кисти Георга Гзеля, швейцарского живописца, поступившего на службу к русскому царю и сделавшему неплохую карьеру в России (эта картина недавно подарена Русскому музею и еще не выставлялась).
Отдельно будут показаны картины Ивана Никитина, одного из лучших художников петровского времени, обучавшегося в Европе и оставившего нам, в числе прочего, «Портрет Петра I на смертном ложе». Полотно, в зеркале которого отразилась вся Петровская эпоха — с ее трагизмом, стихийной мощью. Однако центральное место на этот раз отведено другой картине — «Портрету молодого человека», автор которого до недавнего времени был неизвестен. После вдумчивых исследований специалисты пришли к выводу, что это тоже работа Никитина.
Кроме того, Русский музей планирует показать знаменитую Преображенскую серию портретов соратников Петра I — членов «Всепьянейшего собора Всешутейшего князь-папы» (тех, с кем царь праздновал свои победы и безудержно веселился). Это уникальное явление в истории русской живописи. С одной стороны, глядя на «персоны» высокопоставленных «шутов», можно поразмышлять о том, как отечественные художники осваивали европейскую традицию. С другой, порадоваться неожиданной, ироничной трактовке образов.
Впрочем, выставками праздничная программа не ограничивается. Музей подготовил целый ряд просветительских проектов – мастер-классов, театрализованных экскурсий, лекций, иллюстрированных изданий, виртуальных туров, видеофильмов, электронных альбомов… Часть из них можно найти на музейном сайте (rusmuseum.ru) и в его электронной медиатеке (rusmuseumvrm.ru).
Кроме того, в этом году Русский музей предполагает начать реставрацию Домика Петра I, первого петербургского жилища царя. По легенде, этот миниатюрный деревянный дворец был построен солдатами-плотниками за три дня, и Петр Великий принимал в работах непосредственное участие. Уже при жизни императора вокруг дома была возведена каменная галерея, которая, впрочем, не могла защитить его от наводнений. Позднее Екатерина II приказала оградить памятную постройку «каменным чехлом на прочном фундаменте с крышей, покрытой кровельным железом», что и было исполнено, а в XIX столетии домик окружили еще более надежным «футляром». В 1930 году тут был открыт музей, который функционирует доныне. Сейчас его еще можно посетить, но вскоре он будет закрыт для проведения реставрационных работ на несколько лет.
И наконец, один из самых красивых юбилейных проектов Русского музея — «Всероссийская дубрава Петра Великого». Эта программа стартовала в 2019 году. С тех пор в самых разных скверах и садах по всей России было высажено более 300 саженцев, выращенных из желудей дуба петровского времени. Если верить исследователям, дереву в этом году исполнится 371 год, а значит, оно старше первого российского императора. «Когда Петр приехал сюда основывать новую столицу, он был достаточно уже взрослым, полным сил и энергии человеком. И дуб был уже достаточно взрослым деревом. Так что они виделись, и дуб многое мог бы рассказать, наверное, о тех событиях, что случились здесь», — говорит директор Русского музея Владимир Гусев. За прошедшие три года саженцы мемориального дерева укоренились в Москве, Твери, Белгороде, Орле, Ярославле, Вологде, Казани, Саранске, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, Таллине, Ереване, Алмере (Нидерланды), Линбруке (Великобритания), Ташкенте… 350-й по счету росток высадили в открытую почву в день рождения Петра Великого, рядом с его домом-музеем. Но на этом программа не завершается. Число желающих приютить исторический саженец растет, на сегодняшний день в музей поступило уже больше 40 новых заявок. И значит, продолжение следует.
Фотографии: www.rusmuseum.ru