04.05.2022
Каталог знаменитого российского звукозаписывающего лейбла пополнился новыми релизами.
Евгений Варавко «Фантазии для кларнета на темы итальянских опер»
«Мелодия» выпустила дебютный цифровой альбом кларнетиста Евгения Варавко. Вместе с пианистом Андреем Стукаловым Евгений Игоревич представляет программу концертных фантазий на темы итальянских опер — жанра, популярность которого достигла апогея в XIX столетии.
Варавко — выпускник Московской консерватории и парижской École Normale de Musique; преподаватель музыкального колледжа РАМ имени Гнесиных, профессор Летних музыкальных академий в Ницце, Бордо, Париже и Сарагосе; много лет был солистом Московского камерного оркестра Musica Viva, постоянный участник международных музыкальных фестивалей. Пианист Андрей Стукалов — выпускник класса Сергея Доренского в Московской консерватории, лауреат международных конкурсов, ведет активную сольную и ансамблевую концертную деятельность.
«Кармен», «Риголетто», «Норма», «Бал-маскарад», «Тоска»… Мелодии этих знаменитых опер «расходились» по домашним салонам, улицам и площадям после первых же театральных представлений, превращались в попурри и концертные фантазии, а инструменталисты поражали публику виртуозностью их исполнения. Эти мелодичные арии порой находили иное, весьма неожиданное звучание в инструментальной «оправе».
Кроме знаменитой «Кармен-фантазии» Пабло Сарасате, на альбоме представлены и другие, пусть менее известные сочинения. Так, имена Карла Бермана (немецкого музыканта, педагога и механика, значительно усовершенствовавшего кларнет), Луиджи Басси (солиста-концертмейстера театра La Scala), Карло делла Джакомо (кларнетиста, музыкального руководителя «Королевской итальянской армии») едва ли вспомнились бы сегодня, но их обработки итальянских мелодий сохранили свою прелесть для слушателей и привлекательность для исполнителей полтора столетия спустя.
Михаил Плетнев «Гайдн, Бетховен: произведения для фортепиано»
К 65-летию выдающегося российского музыканта Михаила Плетнева (родился в апреле 1957 года) приурочен выпуск диска, представляющего собой фонограмму концерта, состоявшегося 20 января 1989-го в Большом зале Московской консерватории. В программе — музыка Йозефа Гайдна и Людвига ван Бетховена. Эта запись публикуется впервые.
«Я хочу, чтобы музыка звучала с наибольшей силой, хочу придать ей зримость, наглядность и сделать ее захватывающей для каждого, наделенного глубокими чувствами» — таково творческое кредо Михаила Васильевича. На том знаменитом концерте Плетнев исполнил сонатные и вариационные циклы двух венских классиков: и Гайдн, и Бетховен предстают перед публикой во всей своей красе и многогранности. Как писал известный музыковед Алексей Кандинский, «Плетнев как бы заново сочиняет ту музыку, к которой он обращается, счищая с нее наслоения исполнительских штампов».
Выпускник Центральной музыкальной школы и Московской консерватории, Михаил Плетнев с первых же публичных выступлений заявил о себе. Почти полвека назад он был удостоен своего первого Гран-при в Париже; еще пять лет спустя его победа стала главной сенсацией VI Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве. Но каждое десятилетие Плетнев, раскрывая новые грани своего таланта, в то же время остается неизменным в главном — он справедливо полагает, что музыка должна говорить сама за себя, и поэтому внешнему артистизму предпочитает полное погружение во внутреннюю сущность музыки.
Артюр Онеггер «Оркестровые произведения»
Первая, Вторая, Пятая симфонии крупнейшего французского симфониста ХХ века Артюра Онеггера, а также одночастные симфонические сочинения и фрагменты театральной музыки были записаны Симфоническим оркестром Министерства культуры СССР и Государственным академическим симфоническим оркестром СССР под управлением Геннадия Рождественского. «Этот «паровоз» теперь со свистом объедет весь мир, переехав через шею многих композиторов» — так, в свойственной ему ироничной манере, отозвался о «Пасифик 231» Онеггера Сергей Прокофьев. Время подтвердило справедливость высказывания нашего классика: это произведение, созданное без малого век назад, в 1923 году, по сей день остается одним из популярнейших симфонических хитов ХХ столетия.
Помимо трех симфоний, альбом также включает в себя одночастные оркестровые пьесы — от одного из первых сочинений «Летняя пастораль» (1920), уже при жизни композитора ставшего классикой французской музыки, до завершающей его симфоническое творчество «Монопартиты» (1951); а также два симфонических фрагмента (вышеупомянутый «Пасифик 231», «Регби») и «Ноктюрн» (1936). Из театрального творчества Онеггера на диске представлены оркестровая прелюдия к шекспировской «Буре» (1923) и сюиты из музыки к спектаклям «Императрица среди скал» С.-Ж. де Буэлье (1925) и трагедии «Федра» Г. д’Аннунцио (1926)…
Имя Онеггера стало известно в Париже на рубеже 1910–1920-х годов, а немногим позднее, в середине двадцатых, его музыка зазвучала и у нас. Пик интереса к творчеству маэстро в СССР пришелся на шестидесятые годы: так, в 1965 году французский дирижер, первый исполнитель многих произведений Онеггера, Шарль Мюнш с триумфом исполнил в Москве Вторую симфонию композитора.
Позже знакомство публики с творчеством Онеггера продолжил Геннадий Рождественский. В его московских концертных сезонах второй половины 1980-х оркестровое творчество французского классика было масштабно представлено в нашей стране. Некоторые сочинения были позже записаны в студии «Мелодия», другие вышли на пластинках в трансляционных записях. Что же касается обозреваемого диска, то его релиз приурочен к 130-летию со дня рождения Артюра Онеггера.
Эльмир Низамов «Люди: 7 прелюдий для струнного квартета»
Вниманию утонченных меломанов предлагается цифровой альбом с музыкой пианиста и композитора, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан Эльмира Низамова к спектаклю «Люди» Татарского государственного театра кукол «Экият». Это инсценировка одноименной повести Галимджана Ибрагимова, написанной в начале 1920-х, о голоде в Поволжье, унесшем миллионы жизней.
«Отчаяние убивает в человеке человека, надежда его исцеляет. Но одно невозможно без другого» — так композитор говорит об эмоционально-звуковой атмосфере, которую стремится создать своей музыкой. В свою очередь обозреватель «Казанского репортера» Зиновий Бельцев отмечает: «Ориентируясь на минимализм сценографии и смысл спектакля, Эльмир Низамов воссоздает в звуках и рушащиеся железные принципы, и надрывный плач сердца, и вселенскую скорбь, и масштаб происходящего».
В свои 35 лет Эльмир Низамов — заведующий кафедрой композиции Казанской консерватории, номинант «Золотой маски» (2017), лауреат международных и национальных композиторских конкурсов. Его сочинения различных жанров и форм (от оперных партитур до эстрадных песен) звучат на престижных музыкальных площадках Европы. Кстати, спектакль «Люди», столичная премьера которого состоялась в конце марта текущего года в Малом зале Государственного театра кукол имени С. Образцова, был номинирован на премию «Золотая маска».
Источник