20.12.2021
Тринадцатого декабря завершился первый тур 13-го Всероссийского фестиваля авторского короткометражного кино.
На церемонии открытия прозвучало напутствие (см. ссылку) Сергея Соловьева, награжденного «За выдающийся вклад в развитие авторского кино»… Режиссер покинул наш мир в день завершения смотра. Последнее благословение мастера оказалось пророческим — «парад коротышек» оказался куда ярче большинства полнометражных биеннале.
Растущая популярность малых форм приносит все более экзотические плоды, однако консервативное, в лучшем смысле этого слова, жюри отдало голоса самым полновесным, художественно сработанным и трогательным историям.
Правда, этот выбор был не всегда очевиден. Приз «За лучший игровой фильм до тридцати минут» вручили «Сочинению на тему» дебютирующей постановщицы, актрисы Светланы Васильченко. История вспыхнувшего увлечения абитуриентов могла перерасти в лиричную лавстори, но, помотыляв влюбленных по столичным бульварам, автор навек разлучил обаятельную пару… из-за внезапной насильственной смерти кавалера. Почему бы и нет, в жизни, как известно, случается всякое — однако лишь в тех сюжетах, где есть место чуду, почве и судьбе, а не попирающей их слабой режиссуре.
Гораздо убедительнее смотрелись лауреаты весовых категорий «до двадцати» и «до десяти минут». Речь о детально осмысленных и пронзительно сыгранных мини-повестях «Яблоня» Ольги Ажнакиной и «Любушке» Андрея Красавина. В первой, завоевавшей признание десятков отечественных фестивалей и главный приз Cannes Shorts 2021 истории подаренный ребенку саженец яблони заменил отвергнутого матерью отца. Во второй ретроспекции походная песня внезапно обрела глубину реквиема неизвестным солдатам Великой Отечественной. Авторы явно испытывали соблазн укрупнить образ до метафоры, но удержались на подкупающей эмоциональной ноте.
Лучший документальный фильм — «Тени твоего детства» Михаила Горобчука — вдохновенный коллаж младенческих впечатлений, аранжированных в «колыбели» старой кратовской дачи. Атмосферная магия фрески перекликается с поэтикой Норштейна. Среди анимационных лент признание стяжала обаятельная акварельно-рисованная сказка «Русалка» Светланы Жуковой.
Выдающейся режиссерской работой признали «Высшие уровни» вгиковцев Алексея Сапрыкина и Екатерины Герм-Уваровой — несколько инфантильную и тяжеловесную фантазию о паре синхронных переводчиков, «поправивших» мировых лидеров и предотвративших военный конфликт.
Приз «За лучший сценарий» присудили «Везунчику», придуманному Андреем Старовойтовым и поставленному Ликой Крылаевой. Разумнее было бы оценить прекрасную задумку и актерский ансамбль: распахнув холодильник, нетрезвый гражданин обнаруживает в нем бога мудрости (Юрий Стоянов), обещающего исполнить любое желание, связанное с интеллектуальной сферой. Из-за ошибки небесной канцелярии тут же материализуются боги веселья (Александр Головин), удачи (Ян Цапник), войны (Алексей Дмитриев) и мелкий бес (Денис Никифоров). Каждый сулит воплотить любой каприз героя, но, увы, его выбор и развязка оказываются равно предсказуемы. Образное устройство картины заметно превосходит мощности ее опорно-двигательного драматургического аппарата, и это — типичный случай для «растущего организма» — развивающегося жанра короткого метра.
Разобраться в цветущей сложности короткометражек непросто. Конкурсный отбор прошли 79 лент из предложенных пятисот, 28 призеров и дипломников прозвучат во втором туре фестиваля: с 13 января до 31 марта коротышки покорят более сотни площадок 65 городов! Обладателя Гран-при определит всероссийское зрительское голосование, а пока свое веское слово сказали первые зрители и члены жюри: актриса Ирина Линдт, театральный режиссер и педагог Вячеслав Терещенко, оператор Александр Негрук, режиссер монтажа Николай Викторов, композитор Игорь Скворцов, киновед и реставратор Николай Майоров, президент фестиваля Сергей Тютин отметили именными дипломами собственных фаворитов.
«Культура» поговорила с организатором и президентом смотра, руководителем киношколы «Артерия кино» и директором основной площадки — кинотеатром «Мир искусства» Сергеем Тютиным.
— Какие тенденции продемонстрировал фестиваль малых форм?
— Когда в 2008-м мы начинали продвигать короткий метр, это считалось безнадежной затеей — формат годился лишь для институтского зачета или продюсера ищущего дебютанта. Мы же занялись им очень серьезно, объявив: наш смотр отнюдь не студенческий! Постепенно ситуация стала меняться — важную роль здесь сыграли «Кинотавр» и Московский фестиваль, учредившие для малометражек отдельные конкурсы и твердившие, что их качество ничем не уступает полным метрам. Уровень наших фестивальных премьер уже точно дорос до высот полнометражных зрелых работ. Чего нам еще не хватает? Полнометражных дебютов наших лауреатов! Побеждающие на фестивалях короткометражники слишком долго ждут больших проектов. Нужно, чтобы современные ребята сами творили будущее, опирающееся на вечные ценности, а не навязанное мировой повесткой. Короткометражное кино, такое как «Яблоня», призвано отражать их поиск, формулировать поколенческие высказывания. Характерно, что эти поиски поддерживают состоявшиеся художники: «Яблоню» снял классик операторского мастерства Владимир Климов, а главные роли в ней сыграл Владислав Абашин. Думаю, это его лучшая работа.
В целом конкурс оказался на редкость сильным — мы отобрали примерно половину из достойных претендентов. Интересно проходила и церемония награждения — члены жюри фактически проводили параллельный мастер-класс, подробно высказываясь обо всех лауреатах, настолько сильным были их впечатления! Впрочем, это стало нашей традицией — показы сопровождались обсуждениями и голосованием москвичей. Любопытная тенденция этого года: на фоне многочисленных штучных премьер как-то потерялись киношколы, среди победителей их оказалось мало. Это добрый знак — по моим ощущениям, сильные короткометражки стали снимать независимые компании, верящие в режиссеров, в успех их картин. Открытие фестиваля не случайно прошло в кинотеатре «Космос» — среди конкурсных лент оказалось немало фильмов о покорении новых пространств. Церемонию посетила звезда «Отроков во Вселенной» и «Москвы — Кассиопеи» Ольга Битюкова, в которую были влюблены все мальчишки Советского Союза. Обе ленты сегодня очень актуальны. Напомню, что сюжет «Отроков» разворачивается на планете, где людей победили роботы…
— Потому, что люди пытались их переделать по своему образу и подобию…
— А «умные машины» решили насильно осчастливить своих «хозяев». Нам же хотелось заглянуть в совсем иное будущее, и я поддержал своими призами фильмы ESCAPE Александра Гаврилова и «Проданную землю» Александра Пасечника — историю о том, что нечто вроде ЦУМа купили странные «люди». Оказывается, супермагазин приобрели инопланетяне, выяснившие, что завоевывать Землю не имеет смысла — ее проще купить, и они скупают все!
— Знаменательно, что большинство лауреатов представили картины, снятые в советских традициях семидесятых годов. Ваш фестиваль также наградил Александра Зенина «За авторский вклад в развитие кинотехники»…
— Тридцать лет назад, когда нашу кинонауку и кинотехнику отправили на помойку, Саша организовал частный музей: это история про то, как один человек поменял ситуацию, подобно Третьякову, завещавшему потратить его деньги на искусство, но никого не нашлось, тогда он сам основал галерею. Также и Зенин собрал раритетные образцы советской кинотехники — камеры, проекторы, монтажные столы на базе кинофотоинститута, упраздненного НИКФИ… У него есть практически все, начиная с 1917 года. И на закрытии мы представили инсталляцию, где показали несколько аппаратов, в частности знаменитую легкую камеру «Стерео-70», удостоенную единственного в истории технического «Оскара» за достижения в области стереокино. У нее был единственный, но двухглазый объектив, снимавший лучшее, эталонное 3D-изображение на семидесятимиллиметровую пленку.
— Хочется верить, что возрождению короткого метра будет сопутствовать возвращение к аналоговому творчеству. Однако проблемы остаются, и коренятся они в драматургии: большинство участников конкурса испытывают затруднения с финалом.
— И это символично — вопрос проката коротких лент остается открытым. Для развития отечественного проката нужно перевернуть культурную парадигму — вернуть глаза с затылка на лицо. С одной стороны все просто — достаточно убедить владельцев кинотеатров, что короткий метр может быть так же успешен, как и повторный прокат советских шедевров.
— С другой, никто не обеспокоен очевидным фактом утраты культурного суверенитета…
— Крупные дистрибьюторы аффилированы с зарубежными мейджорами, не заинтересованными в развитии российского проката и — шире — киноязыка. И с этим надо что-то делать…
— Что планируете показать в рамках повторного проката?
— В феврале выпускаем на экраны «Войну и мир» Бондарчука. Картина будет выходить тремя частями — раз в неделю. Всего же в 2022-м мы готовим премьеры шести классических лент.