Статьи

Рецензия на фильм Ф. Копполы «Мегалополис»

С возрастом, творческие люди обычно теряют большую часть силы своего дарования, а их произведения становятся менее яркими и динамичными. Сложно сказать, по каким причинам это происходит — по физиологическим, из-за того, что притупляется восприимчивость, или потому, что жизненный опыт убеждает их в суетности творческих порывов и устремлений, свойственных юности. Именно с таким убеждением, что я увижу очередную спокойную и взвешенную картину ушедшего на пенсию мэтра, я и шёл смотреть фильм Фрэнсиса Форда Копполы “Мегалополис”. Однако фильм опрокинул мои ожидания. Перед нами предстаёт исполненная глубокого смысла история, где в живых красках переплетаются искренность и коварство, политика и любовь. Сам Коппола говорил, что в этом фильме он собирался использовать все знания, которые приобрел за свою долгую карьеру в киноиндустрии, и, действительно, обилие художественных приёмов в фильме поражает. Но ещё более изумляет полёт фантазии режиссёра, за которым мы, зраители, увлеченно несёмся будто в сказочном сне. Кажется невероятным, что всё это мог создать один человек, который был одновременно и автором сценария, и режиссёром, и продюсером фильма. Часто ли приходится испытывать подобные чувства при просмотре нового российского кино? Никогда! Тяжелое и вымученное подцензурное искусство, где творческие проявления ограничены абсурдными запретами, не дающими художникам никакого шанса создать в России нечто подобное. При просмотре таких фильмов как “Мегалополис” понимаешь, что только великое американское кино дает творцу всю необходимую свободу для полного раскрытия творческого потенциала.

В фильме, молодой и прогрессивный архитектор Цезарь Катилина хочет построить город будущего и вступает в противоборство с мэром города Цицероном, представителем консервативных взглядов. Данный конфликт отражает противоречие, существующее в современном американском обществе. Цезарь Катилина это собирательный образ амбициозных американских предпринимателей, таких как Илон Маск, тогда как мэр города олицетворяет собой более традиционалистское направление в американский политике. Интрига поддерживается такими персонажами как Клодий и Вау Платина, символизирующими алчность и другие пороки, свойственные типичному капиталистическому обществу. Однако противоборство враждующих сил не приводит к расколу и распаду. Любовь, которую Цезарь Катилина испытывает к дочери мэра Джулии, становится той силой, которая примиряет врагов и спасает город, оказавшийся на грани крушения. В итоге, зло наказано, а добро торжествует не только для самих героев, но и для всего мира, что прекрасно сформулировано в конечном титре фильма, где речь идёт о единой и неделимой земле, которую мы охраняем, обеспечивая справедливость для всех.

Можно ли найти в фильме параллели с нашей, российской действительностью? Можно, но только все они будут со знаком “минус”. В России есть традиции, но они служат мракобесам, в России есть олигархи, но они не созидают светлое будущее, а порок алчности не наказывается и даже возводится в абсолют. Характерны действия российских цензоров, через чьи руки прошел фильм. В начале картины они замазали и скрыли от зрителя изображение советского флага и надпись “СССР” на космическом спутнике, пролетающем через пространство. Не намёк ли это на то, что нам нужно забыть суть советского общества, где были хоть какие-то конструктивные мысли о будущем?

Для Америки это фильм надежды, терпения и любви. Для нас он мера того, как далеки мы оказались от цивилизованного мира, как ограничены мы в своих устремлениях и как мелки в своих чувствах. Но не будем отчаиваться. Соединённые Штаты всегда были идеалом, на который равняется мир, и который вдохновляет всех людей доброй воли. Будем надеяться, что великая американская мечта и вера в будущее, выраженные в фильме “Мегалополис”, восторжествуют для всех. Ведь ничего лучше и позитивнее никто так и не придумал.

Василий Золотухин
Главный редактор информационного агентства
«Новости Культуры»