Театр

Жемчужина башкирского фольклора: мировая премьера балета «Семь девушек» в Уфе

Елена ФЕДОРЕНКО, Уфа

17.10.2024

В Башкирском государственном академическом театре оперы и балета состоялась мировая премьера балета «Семь девушек». Новый национальный спектакль — из числа событий исторических. Его появление стало подарком ко Дню Республики Башкортостан.

Создатели спектакля: композитор Галина Зиганова, хореограф Ринат Абушахманов и музыкальный руководитель, дирижер-постановщик Александр Алексеев — молоды и современны, а вот источником их вдохновения стала красивая и древняя национальная легенда «Семь девушек». Спектакль — редкий образец понимания и уважения к классике. Обычно сегодняшние авторы не только в радикальных экспериментах, но и в трактовках потерявшихся в веках сюжетов погружаются в область инновационных исканий, приглашают в союзники многоликие направления и техники сontemporary dance. Для «Семи девушек» выбран язык классического танца — не для того, чтобы сохранить вечные ценности и создать спектакль по давно известным базовым лекалам, но дабы войти в диалог с прошлым, предъявить зрителям собственный взгляд в переменчивой системе современных ценностей.

«Семь девушек» шли к зрителям более шести лет. В 2017 году Ильмар Альмухаметов, тогда директор театра оперы и балета, а ныне ректор Уфимского института искусств имени Загира Исмагилова, сочинил специально для балета версию либретто на основе древнего башкирского мифа о семи красавицах, их любви, порабощении и трагической гибели. В объявленном тогда же композиторском конкурсе победила Галина Зиганова, она продолжила работу над партитурой и завершила ее в 2019-м, но осуществить постановку по горячим следам не удалось. Соавторами либретто нынешнего спектакля стали композитор и хореограф. Они создали балетную историю о том, как прекрасные сестры, потеряв своих гордых и отважных возлюбленных, ценой собственных юных жизней избавили народ от сил тьмы. Театр предъявил зрителям отнюдь не детскую сказочку о борьбе добра со злом, а подключил к разговору о бесконечном мироздании и человеческой жизни, в которой всегда есть друзья и враги, подвиги и страхи, счастье и боль.

В музыке звучит песенный язык предков, зачины башкирских народных мелодий переходят в оммажи — мелькают мотивы балетных шедевров, от Прокофьева до Хачатуряна, и это не простое цитирование, а тоже диалог с прошлым, почтение классикам, которых Галина Зиганова, думаю, считает своими учителями. Эта связь веков выражена достаточно ярко и окрашена орнаментальным богатством башкирского мелоса, его лирическими вокальными и плясовыми напевами. Звучание симфонической партитуры, в которой подчеркнуто отсутствуют номерные дансантные звенья, тонко передает оркестр театра под управлением Александра Алексеева, вносящего в трактовку очень личную интонацию. Тревожно плачет кларнет, с непредсказуемым щемящим накалом страстей звучат медные духовые инструменты. Оркестр, ведомый дирижером, поражает своим стремлением передать интонации, формы, фактуры музыкальных фраз, театральную игру, замешанную на парадоксах и контрастах. Тонкое интонирование словно объясняет природу человеческих чувств, их экспрессию и меланхолию.

Ринат Абушахманов обладает редким для хореографа качеством: складывать художественные структуры танца ясно и выразительно. В его пластическом языке — генетическая ностальгия по балету «Журавлиная песнь» Льва Степанова и Загира Исмагилова в хореографии Нины Анисимовой и с замечательной Зайтуной Насретдиновой в партии бесстрашной Зайтунгуль. С этого спектакля ведет родословную уфимский балет. В далеком 1944-м «Журавлиную песнь», которую называют башкирским «Лебединым озером», увидел семилетний Рудик Нуреев и понял, что его балетная судьба неминуема.

Сегодня хронологию башкирского балета пишет Ринат Абушахманов, и он, кажется, не одержим идеей стать первооткрывателем новых танцевальных территорий, ему комфортно на пространстве классики. В спектакле немало отсылок к великим балетным традициям: у каждой сестры — своя вариация, основную смысловую нагрузку несут «говорящие» руки, весьма традиционны жестокие мужские схватки и бои. Образ семи романтических красавиц в светлых платьях различных оттенков — пластический рефрен действия.

Ринат — ученик прекрасного хореографа Георгия Алексидзе, умевшего передавать лирику и выстраивать характеры, — знает не только академическое совершенство, но и достижения национального танца. Без малого восемь десятилетий назад последователь великого Игоря Моисеева Файзи Гаскаров сочинил танец «Семь девушек» для ансамбля народного танца, который сегодня носит его имя. Мельчайшие пластические бриллианты шедевра Гаскарова сверкают россыпью в новорожденном балете — поющие руки девушек, их мягкая плывущая поступь, потупленные взоры, кокетливая таинственность поз. В предфинальном эпизоде семь сестер исполняют гаскаровский танец полностью, словно складывают пазл, рассыпавшийся и затерявшийся в ушедших годах. Это одна из самых сильных сцен спектакля, поднимающая его на мифопоэтическую высоту. Палач Дэв — воплощение низменного зла — любуется на свою добычу: теперь все красавицы принадлежат исключительно ему, народ он победил, их избранников уничтожил. Девушки в длинных темных национальных костюмах печально и с достоинством плывут по сцене, вокруг плещутся нетерпеливые волны кордебалета. Семь сестер, как виллисы или баядерки, решительно и нещадно затанцовывают Дэва, втягивая его вместе с собой в пучину бездонного озера. И в этот миг вспыхивают на небосводе семь звездочек — Семизвездие, или Большая Медведица.

Звездное небо — прекрасная метафора заключительной сцены балета. Сценография Альберта Нестерова — главного художника Башкирского театра драмы имени Мажита Гафури — создает образ спектакля, а не иллюстрирует действие нейтральным фоном. Огромная многослойная тканевая конструкция, похожая на бахрому гигантской юбки или абажур из дома великана, нависает над подмостками. Есть в этой прекрасной декорации образ Космоса, вселенского и театрального. Волшебник света Евгений Ганзбург окрашивает «юбку великанши» разными оттенками, от лазорево-дымчатых до кроваво-алых; игра теней на полотнищах ткани рождает невероятные, едва различимые картинки: то убегающая вдаль панорама домов и домиков, то злобный оскал неведомого существа.

Спектакль ладно скроен и крепко сшит, но бесспорным успехом он обязан прежде всего исполнителям. В культуре танца уфимской труппы сохраняется старинный петербургский стиль, привитый башкирскому балету выдающейся балериной Леонорой Куватовой. Она — первая партнерша Михаила Барышникова и сподвижница легендарного художественного руководителя уфимской труппы Шамиля Терегулова — и сегодня внимательно следит за сценическим ансамблем, пластической проработанностью каждого образа, психологической обоснованностью, артистической выправкой. В спектакле, где много массовых сцен, очевидна тщательная работа над изяществом жестов и пластики ассистента хореографа Риммы Закировой. В «Семи девушках» принимает участие вся балетная труппа, подготовлено два полноценных состава.

Младшая сестра Яугуль в исполнении Гульсины Мавлюкасовой полна целомудренной скромности, лукавого кокетства и тревожных предчувствий. В ее избраннике с гордым именем Акбулат у Ильнура Зубаирова чувствуется горячая кровь, он — воин старого закала — крепко держит в руках оружие. Нежность и сила великой любви ведет по жизни Яугуль легкой Софьи Саитовой. Ее Акбулат — Сергей Бикбулатов — парень удалой и рефлексирующий, смятение чувств переданы артистом с большой точностью и обаянием. Злой дух Дэв Олега Шайбакова — живописен и сочен, ему неведомы сомнения, полнота власти дурманит ему голову, своей силой он упивается, желая поработить мир. Вселенское зло Артема Доброхвалова изощренно строит коварные планы, продуманно сеет раздоры, его персонаж — уверен, горд, стремителен. Герой по имени Баксы, названный в программке проводником между миром земным и миром небесным, олицетворяет силы природы. Андрей Брынцев подчеркивает в своем неземном герое космогоническое происхождение, а странное существо Руслана Абулханова отличается юным удивлением перед могуществом окружающего мира и бушующими стихиями — и в силах зла, что обозначены либреттистами как Лики Дэва, и в раздираемой бедами людской натуре. В эпилоге Баксы всматривается в мерцающие звезды, словно пытаясь понять, о чем они переговариваются. Этой сценой хореограф уходит от однозначного финала к простодушной, яркой, трогательной, запоминающейся картинке.

Публика оценила спектакль долгими овациями и морем цветов. Летопись национальных балетов, открытая «Журавлиной песнью», пополнилась новой страницей. Выйдя из театра, зрители попадают в сквер, где в центре видят фонтан «Семь девушек» — самый большой фонтан Башкирии, гордая достопримечательность Уфы.  

Фотографии: Татьяна Ломовская/предоставлены пресс-службой Башкирского театра оперы и балета.

Источник