Театр

«Метель» над Россией — стартовал театральный проект к юбилею Пушкина

Алексей КОЛЕНСКИЙ

27.09.2024

Спецпроект «Русские классики. К 225-летию А.С. Пушкина» Академии Н.С. Михалкова начался с инсценировки «Повестей Белкина». Мероприятия продолжатся в Нижнем Новгороде, Иванове, Костроме и завершатся театральной столичной премьерой 9 октября.

Растущий с каждым годом интерес к проекту оправдан: посвященный русским классикам академический Фестиваль одного дня проводится седьмой год подряд при поддержке Министерства культуры РФ в рамках реализации государственной программы «Развитие культуры». Спецпроект уже привлек более двадцати пяти тысяч зрителей в 25 городах страны.

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» гости и участники успели посетить авторский мастер-класс наставника высшей школы актерского мастерства Игоря Яцко, прослушать лекцию руководителя отдела выставок столичного мемориального музея Анны Волховской «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Мифы и легенды», поучаствовать в открытии юбилейной мобильной выставочной экспозиции и побывать на премьере дипломного спектакля, поставленного Анной Горушкиной вместе с выпускниками актерской мастерской 2023–2024 учебного года Академии.

Инсценировка «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» — нелегкая задача, в силу обманчиво бесхитростного прозаизма исходного текста, «не от злого какого-либо намерения, но единственно от недостатка воображения» вымышленного сочинителя Белкина.

Рассказчик (актер Александр Фокин) предстает на сцене в кордебалете персонажей, обретающих характеры и судьбы в хитросплетениях постановки по мотивам «Метели» и «Станционного смотрителя». Альтер-эго Белкина — собственно Метель — является анонимной бессловесной бестией, клубящейся под ногами оживающих образов. Сильный ход: действующие лица присваивают себе текст повествователя, а неугомонная Метель (Дарья Григорьева) воплощает роковую стихию, капризную судьбу, нашу долю-недолю, спутывающую карты и следы. Ее же проделки связывают инсценированные новеллы: разговорную трагикомедию и пластическую драму.

Режиссер умело использует сильные аспекты михалковской артистической школы — жанровую легкость и изобретательность труппы, строгое мизансценирование, разнообразие индивидуальных пластических решений и энергичный темпоритм. Несомненной удачей стали партии разлученных героев — самоотверженное проживание Софии Сучковой, сыгравшей Марью Гавриловну, и дуэт Метели со сгинувшим на войне прапорщиком в исполнении Максима Карлова. Трио станционного смотрителя (Никиты Подножкина), дочки Дуни (Ангелины Тихоновой) и гусара Минского (Игорь Мешков) требует некоторых уточнений. Однако, равно чуждая морализаторству и романтизму, вдохновенная пушкинская мысль вплетается в ткань постановки и пронзает до самой глубины, находя воплощение в тихом великопостном напеве: «Не унывай, не унывай, душе моя… Уповай, уповай на Господа!»

Тридцатого сентября мероприятия фестиваля пройдут в Нижегородском государственном академическом театре драмы имени Горького. Второго и третьего октября «Метель» околдует Ивановский музыкальный театр, а пятого числа — Костромской драматический театр имени Островского. Девятого октября Фестиваль одного дня торжественно завершится в Московском драматическом театре имени Гоголя.

Все мероприятия бесплатные, по предварительной регистрации на сайтах театров и Академии Михалкова.

Информационный видеоролик постановки: https://rutube.ru/video/8be73f095f9b8f2bb1b1e2112a7cdc81/?r=wd

Фотографии предоставлены Академией кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова.
Источник