12.09.2024
Десятого сентября в Российском фонде культуры прошло торжественное вручение студенческих билетов десятому набору слушателей Академии кинематографического и театрального искусства режиссера Никиты Михалкова.
Ректор и основатель напутствовал младое племя:
— К нам поступило двадцать два человека из более чем пятисот подавших заявки. Это большой конкурс и большая ответственность, — отметил Никита Михалков. — Начинается один из самых трудных, но интересных моментов вашей жизни: учебный год будет наполнен множеством мастер-классов, репетиций, вам будут доступны любые спектакли, любые выставки, возможность пообщаться с самыми интересными людьми. То, что вы сможете взять у них, зависит от вас. И я не обещаю вам, что каждый из наших актеров выйдет на сцену — внутри команды будет очень жесткая конкуренция, которая не должна превращаться в ненависть, доносы, «высыпание стекол в пуанты». От каждого зависит то, как он будет двигаться дальше; может быть, не каждый доучится до конца — это зависит только от вас, ведь у нас достаточно жесткая дисциплина, но вы имеете уникальный карт-бланш — берите и пользуйтесь. Благодаря Благотворительному фонду Елены и Геннадия Тимченко все обучение у нас бесплатное…
Под овации собравшихся Никита Сергеевич разбил о штатив кинокамеры тарелку с автографами слушателей и преподавателей, дав старт десятому учебному году. Вручение билетов пяти продюсерам, пяти режиссерам и дюжине новобранцев актерского цеха высшей школы актерского мастерства прошло в приподнятой атмосфере. Первокурсники душевно исполнили своеобразный академический гимн под гитарный аккомпанемент автора текста — выпускницы 2023 года Анны Артамоновой:
— Есть на далекой планете город влюбленных в кино,
Звезды для них по-особому светят, падают прямо в окно.
Как большая семья Академия, Академия там, где ты и я,
Островок бытия — Академия, Академия ты любовь моя!..
И тут же — встык — дружно грянул шпаликовский хит «А я иду, шагаю по Москве!»
— Может мы уже им дипломы вручим, а? — шутливо оценил вокал Никита Сергеевич, — очень талантливо, весело, легко и со вкусом!..
— Через несколько часов я уезжаю на фронт к нашим бойцам с гуманитарной помощью, — призналась актриса и режиссер-хормейстер Анна Артамонова и попросила усердных молитв, напутствовав однокашников экспромтом:
— Наша задача — правдиво снимать, нам, как солдатам, нельзя уставать.
Пушки грохочут — музам не спать! Черти хохочут — пером их пронзать!
Это зло против России, ее светлых дней. Против улыбок наших детей…
Мы победим, по-иному — никак! И потому так заходится враг.
Знает, что встанем мы все как один против него, и его — победим!
После церемонии Никита Михалков традиционно ответил на вопросы журналистов:
— Вы упомянули, что в этом году у ваших слушателей будет много практики…
— Да. Конечно, лучше показывать и доносить до актеров секреты профессии, имея возможность разбирать их работы. Важно гармонично сочетать этот процесс с общим культурным развитием — возможностью видеть спектакли и выставки, обсуждать кино, анализировать. Слушать тех, кто понимает в этом, задавать вопросы, набираться опыта, взрослеть в профессии!
В чем знаковость сегодняшнего события? Сегодня мы вручали студенческие билеты новым слушателям, а предыдущий набор, те, кто ее уже закончил, целиком пришел сюда. Они впитывают атмосферу, которая создается в Академии, не хотят с ней расставаться, и это — самое главное.
— За минувшие десять лет сильно изменилась жизнь, а вместе с ней кино и театр. А как изменилась специфика вашей работы?
— Слава Богу, никак! Наша задача — удержать лучшую актерскую школу в мире — это русская актерская школа, надо возвратить в нее тех, кто от нее отдалился. Наш метод, созданный на основе Станиславского и Вахтангова, Михаила Чехова, Питера Брука и Шарля Дюллена, это, все-таки, новый метод. Энергия, концентрация, психологический жест и так далее, — несколько более высокий класс и высокий уровень требований.
Но наша задача, как это, может быть, неловко звучит, научить актера защищаться от плохой режиссуры, которая сегодня, к сожалению, главенствует вследствие малой требовательности к профессии. В этом смысле свое дело делают сериалы, когда нет времени на репетиции, осмысление, когда у актера в портфеле пять-шесть сценариев и он не может вспомнить, что сегодня играет — это вещь опасная… Мы хотим научить его выбирать, не кидаться в любую пропасть и, в тоже время, не бояться отказываться от своего амплуа в поисках новых идей. Очень часто актер становится заложником своей фактуры, боится перестать быть медийным, и его снимают по накатанной — видишь на экране и сразу понимаешь, что он будет делать.
— Планируете ли вы обсуждать со своими воспитанниками сложные вопросы, в частности, подцензурные темы?
— Тут важно кто цензор: если Лесков — это одно дело, а если кто-то, кого не буду называть, — другое. Мы обсуждаем все вопросы и, обязательно — «Бесогон». Он отражает мою концепцию жизни и коли уж люди пришли ко мне, то уж давайте, выслушайте меня. У нас проходят встречи и с писателями, священниками, физиками и актерами, художниками и режиссерами, – они в том числе дают возможность за год расширить свой кругозор настолько, чтобы, окончив Академию, захотеть снова прийти на вручение студенческих билетов уже в следующем году.
Фотографии предоставлены пресс-службой Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова.