09.09.2024
Накануне открытия 249 сезона в Императорском фойе Большого театра его генеральный директор Валерий Гергиев впервые за девять месяцев, что прошли со дня его назначения, встретился с журналистами.
Критики, журналисты и искушенные зрители давно привыкли, что Большой театр — хозяйство плановое. «Под занавес» сезона, по преимуществу весной, проходила пресс-конференция, на которой генеральный директор и руководители творческий подразделений: музыкальный руководитель (с 2022 года это место вакантно), балетный худрук и начальник пресс-службы — объявляли о конкретных намерениях на следующий театральный год. Каждый запланированный спектакль имел дату выпуска и имена авторов. На нынешнем собрании прежним осталось только место встречи — Императорское фойе. Да и на сбор труппы, который состоялся сразу после пресс-конференции, впервые за долгие годы собравшихся не пустили.
Собственно пресс-конференция проходила в формате часового монолога, что косвенно напоминало о монархической форме правления — напомним, Валерий Гергиев совмещает две руководящих должности: художественного руководителя и генерального директора Мариинского театра (с 1988 года) и генерального директора Большого театра (с 1 декабря 2023 года). Правда, выступление совсем не походило на «тронную речь»: Валерий Абисалович оказался хорошим рассказчиком — говорил без пафоса, торжественности и высокопарности, задуманные планы перемежал историческими фактами, воспоминаниями о спектаклях, гастролях, личных встречах со знаменитыми мастерами.
Валерий Абисалович подчеркнул, что «концентрация, и при этом максимальная, будет на именах величайших русских творцов — прежде всего это Глинка, Мусоргский — причем, Мусоргский появится довольно скоро, и Чайковский — завтра этот проект начинается с показа «Спящей красавицы» Мариуса Петипа в хореографической редакции Юрия Григоровича, которая несколько лет отсутствовала в репертуаре Большого театра. Важным является то, что исторические декорации крупнейшего нашего великого художника Симона Вирсаладзе вернутся на эту сцену. Это возвращение спектакля всерьез и надолго», — таков был зачин.
Потом речь зашла об опере «Чародейка» и ее появлении в репертуаре, что оратор назвал «нашим святым долгом». «Не скажу точно, когда «Чародейка» была показана последний раз на сценах Большого театра, это не столь важно. Но сегодняшнее поколение артистов, а также публика, безусловно, будут рады встрече с этой очень сильной оперой Петра Ильича. Да, она уступает в популярности, например, «Евгению Онегину», который тоже отсутствует в репертуаре Большого». К слову, «Евгений Онегин» в постановке известного кинорежиссера Сергея Урсуляка, запланированный прежним руководством, не состоится. Гергиев пообещал вернуть, и достаточно скоро, оперу «Пиковая дама», но, к сожалению, заложницей этого возвращения станет интересная и самобытная балетная «Пиковая дама» Юрия Посохова, появившаяся на свет менее года назад. Валерий Абисалович оставил надежду, что «Дама» вновь затанцует на подмостках, «но не сразу». Из наследия Петра Ильича прозвучали названия еще трех опер: «Иоланта», «Мазепа», «Орлеанская дева».
Маэстро напомнил собравшимся о значении в русской культуре «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Псковитянки», «Ночи перед Рождеством» Николая Римского-Корсакова, «Хованщины» Модеста Мусоргского, а отсутствие в афише «Семена Котко» Сергея Прокофьева назвал «некомфортабельным». Выйдет на сцену и «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича. Заинтересованно и с любовью говорил Валерий Абисалович о Родионе Щедрине, транслируя свои восторженные впечатления студенческой поры о спектакле Бориса Покровского и Валерия Левенталя «Мертвые души», в котором артисты отлично пели, дирижировал Юрий Темирканов — «все трое заслуживают возвращения этого спектакля на сцену Большого», это — «один из золотых спектаклей послевоенной истории». Мне б хотелось, чтобы он вернулся при жизни Родиона Константиновича. Это и его заветное желание», — сказал Гергиев.
В разговоре о зарубежных композиторах прозвучали несколько названий из десяти вагнеровких опер, среди них «Тристан и Изольда», «Летучий голландец», «Тангейзер» и «Кольцо Нибелунга». «Выучка огромного «Кольца» займет год-полтора, и мне кажется, что ресурсы двух театров позволят справиться с этим на протяжении одного сезона», — похоже, не сомневается гендиректор. Уже кружилась голова от прекрасных названий, когда прозвучала фраза, заставившая журналистов замереть от удивления: «Как опытный худрук крупного театрального организма, понимаю: Верди не может быть изгоем на какой-либо сцене, даже маленькой. … В этом сезоне мы сможем показать 13-14 опер Верди». Для этого планируется объединить усилия и ресурсы Большого и Мариинского театров.
Кстати, как считает руководитель, не всегда стоит дублировать постановки в Большом, когда они уже есть в Мариинском. «Ну разве стоит делать новую «Сицилийскую вечерню» Верди, если пять-шесть лет назад этот громадный спектакль появился в Мариинке? Ответ, как мне кажется, прост: сэкономить под миллион долларов и показать его трижды в Москве. … Стоит потратить деньги, чтобы привезти спектакль, это все равно в разы дешевле, чем создавать спектакль заново, — говорит Гергиев, и продолжает: — Причиной для нового прочтения того же названия может быть слабость афишного спектакля или появление новой режиссерской концепции». Более 40 лет назад на сцене Большого шла опера «Отелло» Верди, Евгений Светланов дирижировал, заглавную партию пел Владимир Атлантов. «Вы знаете, как трудно найти теноров, думаю, сейчас нам удастся это сделать» и поставить «Отелло», «Фальстафа», «Риголетто» — «если хотите — это наша обязанность перед Верди».
Не будет забыт и Джакомо Пуччини, выйдет на сцену Большого «Манон Леско», упоминались также «Турадот», «Мадам Баттерфляй», «Девушка с Запада».Что из перечисленного будет премьерными работами, а что возобновлением, на каких сценах Большого они пропишутся, какие режиссеры, дирижеры, художники примут в них участие — осталось тайной.
В области балета названий меньше, и все они тоже связаны с образцовой музыкой, давно ставшей классикой. Думает маэстро о «Золушке» Сергея Прокофьева, но пока не уверен, будет ли это уже шедшая в Большом постановка Юрия Посохова или совсем новый спектакль. «Качество музыки призывает к тому, чтоб этот спектакль шел и на сцене Большого, и на сцене Мариинского театров,» — сказал Гергиев, и с этим трудно не согласиться. Валерий Абисалович не сомневается, что «Ала и Лоллий» («Скифская сюита») «дождется своего часа» и встретится со своим хореографом. Упомянул Маэстро и балеты «Блудный сын» и «Шут» Прокофьева, намекая, что может появится в репертуаре тройник балетов Прокофьева, идущих в один вечер.
В планах — балеты Игоря Стравинского. «Если Стравинский, величайший русский композитор, является автором чуть ли не десятка балетов, давайте для начала вернем … его великие балеты». «Жар-птицу» и «Петрушку» в хореографии Михаила Фокина, «Весну священную» в исторической трактовке-реконструкции Вацлава Нижинского или в новой хореографии. Поставить надо и «Свадебку», и оперу-ораторию «Царь Эдип» («привлечь серьезного чтеца и дать ему поговорить»). Сказал Гергиев и о балете «Светлый ручей» Дмитрия Шостаковича, а среди современных хореографов, в которых он видит творческий потенциал, назвал Александра Сергеева, Вячеслава Самодурова, Максима Петрова.
Балет Родиона Щедрина «Конек-Горбунок» руководитель мечтает посвятить Майе Плисецкой, чье столетие со дня рождения выпадает на 250-й сезон Большого театра. В память великой балерины будут подготовлены «и другие достойные мероприятия».
Главного дирижера в Большом все еще нет, и, похоже маэстро Гергиев не торопится заполнять эту вакансию. Свои силы он сконцентрировал на другом: «Я сам не думаю, что сейчас есть огромная проблема отсутствия главного дирижера. Есть огромная проблема не такого широкого репертуара, как хотелось бы». Его оставил равнодушным вопрос о системе продаж билетов — традиционные длиннющие очереди на новогодние показы «Щелкунчика» не за горами — «за эту проблему отвечает один из моих заместителей». До резкого подорожания билетов разговор не дошел — Валерий Абисалович торопился на сбор труппы, а на вопрос о том, какие все-таки оперы и балеты из названных будут осуществлены в сезоне-2024/25, гендиректор, не колеблясь, ответил: «Все, что я перечислил!» Планы представляются нереальными.
Десятки запланированных названий, Мариинский и Большой театры (в каждом по три сцены), Приморская сцена Мариинского театра во Владивостоке и филиал Мариинки в Республике Северная Осетия во Владикавказе, а еще — завершается строительство филиала Большого театра в Калининграде. Художественное руководство всеми этими институциями осуществляет Валерий Абисалович Гергиев. Что тут скажешь? Сил и здоровья!
PS: Задержавшийся художественный руководитель балетной труппы Махар Вазиев чуть конкретизировал ситуацию в балете: готовится к премьере детский спектакль «Чиполлино» Карэна Хачатуряна в хореографии Генриха Майорова по сказке Джанни Родари. «В этом балете есть, что танцевать, а это очень важно для актеров». Начинается новая работа с молодым хореографом Максимом Петровым над «Коньком-Горбунком» Родиона Щедрина.
Фотографии: Сергей Карпухин/ТАСС; Сергей Фадеичев / ТАСС.