Выставки

«Не читайте до завтрака советских газет». Булгаков-журналист на выставке в Центре Гиляровского

Татьяна ФИЛИППОВА

10.07.2024

Материал опубликован в №6 печатной версии газеты «Культура» от 27 июня 2024 года.
Музей Михаила Булгакова совместно с Музеем Москвы представляет выставку «Москва глазами Булгакова-журналиста» в Центре Гиляровского.

Но начинал свою журналистскую работу в Москве Булгаков не в медицинском журнале, а в газете «Правда», которую профессор Преображенский из «Собачьего сердца» настоятельно не рекомендовал читать до завтрака, чтобы не портить аппетит. 4 февраля 1922 года в «Правде» за подписью «М. Булл.» вышел репортаж «Эмигрантская портняжная фабрика». На этом сотрудничество писателя с газетой прекратилось, но месяц спустя ему удалось устроиться в редакцию газеты «Рабочий» и поправить отчаянное положение, в котором он находился в первые месяцы после приезда в Москву. В дневнике он называет этот период жизни «черным», пишет, что они с женой голодают и он бегает по городу в поисках места.

Еще одна архивная фотография: Тверской бульвар в объективе одного из самых известных мастеров советского фоторепортажа Аркадия Шайхета. С еще не перенесенным на новое место Пушкиным и церковью Дмитрия Солунского на углу бульвара и Тверской. И он же — глазами Булгакова-очеркиста.

— Москва звучит, кажется, — неуверенно сказал я, наклоняясь над перилами.

— Брось ты это чертово слово! — ответил я. — Это вовсе не нэп, это сама жизнь. Москва начинает жить».

С 1922 по 1926 год Булгаков написал для «Гудка» 118 фельетонов. К этому нужно добавить два десятка статей для «Накануне», публикации в других печатных изданиях — если перечислять все газеты, с которыми он сотрудничал, получится длинный список. От газетной работы он устал, считал, что она отнимает у него силы и время, и в какой-то момент записал в дневнике, что физически не может ее продолжать. С 1926 года у него начинается театральный период, совсем немного времени остается до триумфальной премьеры «Дней Турбиных» во МХАТе, и газетное дело он оставляет. Но жалеть об этом не приходится — если бы он не ушел из «Гудка», возможно, не появился бы любимый всеми роман, а с другой — времена наступали новые, не для фельетонов.

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея Москвы.

Источник