26.06.2024
Проект, приуроченный к тысячелетию Суздаля, рассказывает о его расцвете, гибели и возрождении через уникальные памятники.
Этим летом Суздаль готовится к юбилею: в августе отмечают тысячелетие первого летописного упоминания города — в Повести временных лет. Вероятно, правда, «Суждаль» еще старше, о чем свидетельствует Новгородский кодекс — древнейшая русская книга, обнаруженная на Троицком раскопе в 2000 году: Суздаль упоминается там под 999 годом. В любом случае, этот город сыграл огромную роль в становлении российской государственности, и основным вехам его истории посвящена выставка «Русский феникс. Суздальская земля», открывшаяся в Крестовой и Трапезной палатах Суздальского Кремля. Проект уникален еще и тем, что свои усилия объединили два музейных гиганта — Музеи Московского Кремля и Владимиро-Суздальский музей-заповедник. На суд зрители представили более 240 предметов из коллекции двух институций.
За каждой показанной здесь вещью — особый пласт истории. Вот, например, Южные златые врата собора Рождества Богородицы в Суздале, считавшиеся одним из главных украшений возведенного в 1222-1225 годах храма. Выставка символично начинается именно с них: таким образом зрителей приглашают в путешествие по времени и истории. А вот длинный выщербленный клинок — каролингский меч X века, изготовленный в мастерской известного германского мастера Ульфберта. Это оружие, считавшееся, кстати, очень дорогим, — пример «варяжского» следа на Суздальской земле: иначе говоря, тесных связей с Западной Европой. Впрочем, история той эпохи складывалась не только из добрососедских отношений, но и из кровавых столкновений. Свидетельство «русского рыцарства» — древний шлем, украшенный серебряными пластинами. Его точный владелец неизвестен: по одной из версий, шлем мог принадлежать будущему великому князю Владимирскому Ярославу Всеволодовичу, бежавшему после поражения в Липицкой битве 1216 года. Среди потенциальных владельцев называют также имена новгородских князей Мстислава Безокого и Мстислава Юрьевича. Сам предмет был найден в начале XIX века крестьянкой Анисьей Ларионовой у села Лыкова вблизи Юрьев-Польского.
Из домонгольских памятников особого внимания заслуживает икона «Спас Златые Власы» — пример сочетания византийских и западноевропейских традиций, а заодно — доказательство интернациональной природы искусства конца XII — начала XIII века. Исследователи полагают, что заказчиком тонко исполненного образа мог быть великий князь и члены его семьи. Есть на выставке и примеры белокаменного зодчества: парные плиты с резным грифоном, символизирующим Христа. Они были обнаружены в 1858 году недалеко от церкви Покрова на Нерли и, возможно, когда-то украшали утраченные галереи храма.
Многое о прошлом могут рассказать и клады, которыми особенно богата Владимирская земля. Например, в 1993 году на территории одной из древних усадеб Владимира был обнаружен клад, завернутый в два берестяных свертка. В основном, он состоял из предметов церковного обихода — его владелец, вероятно, был священником, поэтому место стали называть «усадьбой священнослужителя». Рядом с кладом нашли останки женщины — видимо, спрятавшейся в подвале и там же погибшей. Исследователи полагают, что трагические события произошли в 1238 году во время штурма Владимира войсками Батыя. Там же была найдена и обгоревшая сланцевая иконка Саввы Освященного. Этим небольшим памятником проиллюстрированы на выставке беды и разрушения, которые Батыево нашествие принесло на Русь — когда под натиском монгольского войска пали Рязань, Коломна, Переславль-Залесский, Суздаль, Владимир… Так завершился золотой век Суздаля, длившийся с XI по XIII столетия.
Тем не менее, город, как сказочная птица феникс, оправился от потрясений и вновь вернулся к жизни. Этап возрождения Суздаля символизирует икона Богоматерь Владимирская — древнейший список с прославленного чудотворного образа, присланного на Русь из Византии и спасшего Москву от армии Тамерлана — когда грозный захватчик вдруг повернул вспять. Автором списка мог быть прославленный иконописец Андрей Рублев — об этом, в частности, говорит характерная манера письма. Есть здесь и список древнейшей иконы Владимиро-Суздальского княжества — Богоматери Боголюбской, написанной XII веке по повелению князя Андрея Боголюбского, при котором Суздаль стал центром почитания Богоматери. Список, скорее всего, был создан в стенах Боголюбова монастыря, где хранился подлинник иконы.
Рассказ о древнем Суздале был бы неполным без упоминания о Покровском монастыре с его драматичной историей: он стал местом заточения многих знатных женщин Руси. Одной из первых его узниц была Соломония Сабурова — первая супруга Василия III, обвиненная в бесплодии. На выставке можно увидеть надгробный покров с изображением преподобной Ефросинии Суздальской — настоятельницы Суздальского Ризположенского монастыря, а также устроительницы Суздальского Троицкого монастыря. Долгое время считалось, что этот покров был создан в мастерской Соломонии Сабуровой, принявшей постриг с именем Софии. Однако современные исследователи, сравнивающие его с другими работами этой мастерской, указывают на отличия стиля и техники шитья.
Другой суздальский монастырь — Спасо-Евфимиев, названный в честь первого игумена, святого преподобного Евфимия Суздальского — прославился росписями Гурия Никитина, выполненными в главном храме — Спасо-Преображенском соборе. А еще здесь находится могила князя Дмитрия Пожарского, главы Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских войск. На выставке можно увидеть богато украшенное Евангелие — вклад князя в Спасо-Евфимиев монастырь. Незримо присутствует здесь и другая ключевая фигура Смутного времени — современник Дмитрия Пожарского Василий IV Шуйский: последний Рюрикович на российском престоле, принадлежавший к суздальской ветви династии. В экспозиции представлена чарка, выполненная из дорого перламутра, владельцами которой был Василий Иванович и его супруга, царица Мария Петровна.
В финале выставки зрителя ждет встреча с еще двумя важными фигурами в истории Суздаля. Это митрополит Суздальский и Юрьевский Иларион, известный подвижник, строивший и восстанавливавший храмы на Суздальской земле. На выставке можно увидеть его саккос — одеяние из золотосеребряной парчи, пожалованное царем Федором Алексеевичем при возведении Илариона в сан митрополита. Есть здесь и саккос патриарха Иосифа, уроженца Владимира, способствовавшего прославлению местных святых. Именно по его инициативе был канонизирован князь Георгий Всеволодович, второй сын Всеволода Большое Гнездо, великий князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода. Георгий Всеволодович пал в битве с татаро-монгольскими войсками на реке Сити в 4 марта 1238 года: его обезглавленное тело было найдено на поле боя. Незадолго до кровавого столкновения, ставшего одним из ключевых сражений монгольского похода на Северо-Восточную Русь, семья Георгия Всеволодовича заживо сгорела в Успенском соборе Владимира, подожженном войсками неприятеля. После канонизации мощи князя были помещены в раку: золоченые пластины от нее можно увидеть на выставке.
Завершает экспозицию икона Богоматерь Владимирская с клеймами Сказания об иконе Владимирской Богоматери. Этот образ был создан по инициативе патриарха Иосифа, избрание которого на престол произошло, как свидетельствуют, «по жребию» перед чудотворной иконой Владимирской Богоматери в Успенском соборе Московского Кремля. Икона была написана для его домового храма — церкви Ризоположения. Воплотившая в себе несколько смысловых траекторий проекта — от почитания богородичных икон до возрождения Суздальской земли после Батыева нашествия — она закономерно становится финальной точкой выставки.
Выставка работает до 1 октября.
Фотографии предоставлены пресс-службой Музеев Московского Кремля.
Источник