Театр

Фестиваль современного танца DanceInversion — остановка в Уфе

Елена ФЕДОРЕНКО, Уфа

21.03.2024

Две мировые премьеры, представленные на «Вечере одноактных балетов» в Башкирском государственном академическом театре оперы и балета — «Сажень» и «Триггер», появились по инициативе международного фестиваля современного танца DanceInversion.

Кажется, за свою 25-летнюю историю фестиваль DanceInversion не допускал спонтанных решений и самоповторов. Не потому ли в наш фестивальный век он занимает особое положение как самый авторитетный, престижный и почитаемый в области сontemporary dance. Влияние DanceInversion вышло далеко за пределы профессионального интереса. За четверть века Россия встречала гостей 5 континентов с островами Новой Зеландии и Кубы, познакомилась со спектаклями 78 компаний из 30 стран мира, открыла имена более 90 хореографов и узнала искусство едва ли не всех существующих легендарных трупп. Вокруг основной программы бурлила радостная факультативная жизнь: лекции, встречи, дискуссии — многолетний художественный руководитель DanceInversion Ирина Черномурова и ее команда выстраивали фестивальную афишу на перекрестках жанров, стран, культур. Московские подмостки обживали и экзотические гости: африканская темнокожая Кармен Дада Масило, монахини с островов Самоа, а в спектакле труппы Maqamat из Ливана под колосниками летал дрон, в режиме онлайн транслируя на экран крупные планы.

Флагманский DanceInversion в 2021-м, еще до введения санкций и политики «культурной отмены» России, организовал в Калуге лабораторию «Тело в главной роли», собрав хореографов-«современщиков». Методологические штудии и образовательные лекции, освоение разных техник и мастер-классы ведущих хореографов и педагогов. С соискателями делились личным опытом мастера: композиторы, художники, режиссеры. Участники предъявляли свои этюды и эскизы, их обсуждали сообща. Экспресс-методы приносили результаты, которые поражали даже самих соискателей, и не все они выдержали напряжения. Чтобы море замыслов не вышло из берегов, обозначили культурный код, способный интегрировать полученные знания в практику. Выбрали пьесу-сказку «Снегурочка» Александра Николаевича Островского, и 200-летие со дня рождения классика обернулось неожиданным бонусом для проекта, который получил название «Снегурочка: миф и реальность».

Кто эта снежная девочка, рожденная фантазией великого драматурга под впечатлением сказок Афанасьева? Она — дитя природных богов: Весны и Мороза — своей беззаконностью прогневала верховного бога Ярилу. Без вины виноватая героиня драмы, нарушающая равновесие между богами и берендеями. Отказываясь от своей безличной божественной природы, она идет к людям и становится жертвой, в результате которой нарушенное равновесие между теплом и холодом восстанавливается. Божественному всесилию она предпочитает человеческий закон любви: «Угодней нет Яриле жертвы». Ее гибель — во имя мировой гармонии. Она хотела узнать, что есть любовь, и узнала, за что заплатила жизнью, но ни на мгновение не пожалела об этом.

Пьеса Островского безгранична потому, что внутренний сюжет допускает множество эмоциональных и смысловых толкований. Это и доказали участники лаборатории, предложив свои концептуальные версии, в создании которых молодым хореографам помогала драматург проекта Маргарита Мойжес. Шесть заявок стали победителями, и их авторам фестиваль DanceInversion подарил уникальный опыт — они прошли весь путь рождения спектакля, от сочинения хореографии, работы с композиторами и художниками до всех-всех звеньев производственного процесса. Реализацию проектов взяли на себя театры. Теперь каждая работа становится мировой премьерой — Красноярска, Уфы, Калуги, Петрозаводска, в каждом городе — два самостоятельных балета. Первые показы в российских городах входят в афишу нового формата международного фестиваля современного танца DanceInversion.

В столицу Башкирии поехали хореографы Мария Ряполова и Павел Рябов. Их истории оказались различны — по характеру главной героини, настроению, темпераменту, смыслам, энергии, цветовому сценографическому колориту. У Марии спектакль — опыт самопознания: настороженная Снегурочка пытается понять, кто она и какая она. Павел сконцентрировался на отношениях Снегурочки и берендеев. Спектакль Марии Ряполовой называется «Сажень» — старорусская единица длины становится мерой «измерения глубины человеческой души». Снегурочка – созерцает природу, встречается с Лелем и Мизгирем, принимает решение. Атмосферу спектакля задают свет и музыка: и выразительные видеопроекции, и меланхолические мелодии сочинил один человек — Константин Чистяков. Саундтрек завораживает медитативными шорохами и всхлипами, шуршанием и скрипами. Электронная музыка сопровождает сценическую историю, растворяясь в ней.

Альона Пикалова создала зачарованный мир природы, сдержанный и суровый: стволы деревьев-великанов, к которым приникает Снегурочка, в глубине сцены подиум, напоминающий поваленные и обросшие мхом вековые дубы. Снегурочку танцует замечательная балерина Алиса Алексеева, запомнившаяся точностью классического чистописания на конкурсе «Арабеск», теперь она свободно чувствует себя в пространстве современного танца. Ее героиня похожа на зачарованную девочку-лебедя, младшую сестру Одетты. Снегурочка — наивное дитя природы — проста и естественна с птицами: сороки, скворцы, жаворонки — свита ее матери Весны. Но ее влекут опасные глубины чувств, да и отец Мороз (Евгений Варахин) вроде не возражает. Она пускается навстречу неясному будущему. Знакомство с самодовольным юным Лелем (отличная роль Сергея Бикбулатова), похоже, разочаровало, пересечение с настойчивым Мизгирем Артема Доброхвалова насторожило и даже испугало. Она принимает решение покинуть землю и медленно идет вдаль, к помосту. Снегурочка прыгает с горы в пропасть, но неведомые силы трижды возвращают ее, а потом в луче света она взлетает в небеса, совершая почти икаровский полет.

«Триггер» Павла Рябова — второй одноактный балет диптиха. Оркестр театра отважился играть современную партитуру, написанную Ольгой Шайдуллиной. Она затеяла любопытную игру с классиками (узнаваемы мини-цитаты из Чайковского, Стравинского, Глинки), а самоотверженный маэстро Александр Алексеев заразил музыкантов порывами и волнениями. К традиционным инструментам добавлены вибрафон и перкуссии, сопрано Ольга Латыпова (голос Снегурочки) и бас Илья Морозов (голос Мизгиря), владеющие вокальными секретами сонорности и импровизацией. Звуки — журчащие и капающие, улыбающиеся и задумчивые, призрачные и громкие — передают атмосферу растревоженного Берендеева царства.

На сцене — город Конструктор. Им правит инфантильный Берендей (Гафур Валеев), скрывающийся за скульптурным панцирем алого плаща и цилиндра. Берендеи построили город, где рассчитаны порядки, все двигаются синхронно, как один, одеты по единому стандарту, и все — довольны. И вдруг их порядок нарушает странная пришелица, буквально свалившаяся с небес. Снегурочка с длиннющими дредами, гибкая, гуттаперчевая, веселая, смотрит на неведомый мир любопытными и удивленными глазами. Снегурочку танцует Адель Филиппова — балерина телесной экспрессии и яркого игрового начала. Босоногой незнакомке интересно все: она включается в игры и танцы с местными жителями, повторяет за Купавой (отличная работа Амины Мухаметовой) движения — видимо, хочет освоить местный язык. Ее спонтанная и резкая пластика выглядит крайне дерзкой в этом чинном городе, составленном из ступеней, конусов, лестниц, кубов, пирамид. Авторы спектакля, и прежде всего художники Альона Пикалова и Алла Николаева, обращаются к авангарду и конструктивизму начала прошлого столетия, опытам условного театра Таирова, к той многоцветной и пестрой жизни, когда сценический мир взламывал традиции и захлебывался от экспериментов.

Триггер — возмутитель спокойствия по имени Снегурочка своей инаковостью нарушила незыблемые законы и, взлетев над сценой, растворилась в пространстве. Трагической фигурой оказывается не она, а Мизгирь Тагира Тагирова. Завороженный Снегурочкой, он сбрасывает свой громоздкий костюм жениха и чувственно танцует со Снегурочкой. Когда она исчезает, Мизгирь впадает в отчаяние: незнакомка скрылась, а вход в город для него заказан. Там, за закрытыми городскими воротами, его невеста Купава нашла утешение в объятиях Леля — свободного художника, слагателя гимнов. В обоих спектаклях Леля выразительно танцует Сергей Бикбулатов, создавая такие разные характеры.

Артисты вдохновенно, увлеченно, осмыслено исполняют — не только сольные партии: с удовольствием порхают птички в «Сажени», азартно маршируют горожане в «Триггере». Хочется, чтобы радость и энтузиазм танцовщиков передались зрителям, для которых современные балеты — зрелища редкие и непривычные. Премьерная публика восприняла увиденное восторженно. «Вечер одноактных балетов» стал эпиграфом к XXIV Международному фестивалю балетного искусства имени Рудольфа Нуреева — он, известный всему балетному миру, открылся спустя два дня. Об этом «Культура» расскажет чуть позже.

Фотографии предоставлены пресс-службой Башкирского государственного академического театра оперы и балета.

Источник