06.03.2024
Лучший весенний подарок и один из фирменных шедевров студии Ghibli — бессмертная история взросления, пробуждения любви и обретения Божьего дара.
В середине девяностых легендарный Хаяо Миядзаки решил оставить свою студию, заняться рисованными проектами и поручить вступающее в цифровую эпоху детище заботам достойного наследника. Им стал главный аниматор «Принцессы Мононоке» Ёсифуми Кондо, не упустивший шанс на дебют — экранизацию авторского сценария Миядзаки «Шёпот сердца».
Это была нетривиальная задача вследствие слабости исходного материала — романа взросления по мотивам сентиментальной манги. Однако, соавторы вычитали в девчачьем комиксе нечто существенное и предложили разработать визуальный ряд выдающемуся живописцу утопических импрессионистских пейзажей. Взяв за основу типовые ландшафты западного района Токио, Наохиса Иноуэ создал иллюстрированную энциклопедию города, в котором оживают мечты. Причем, буквально, — в калейдоскопе визуального сюжета, на контрасте графичной прорисовки ландшафта, оживающего в симфонии разноплановых ритмов и бликов солнечного света, облаков, листвы, дождливых сумерек и ночных огней.
14-ти летняя героиня смотрится в этой круговерти слепым пятном, но с каждым поворотом приключения токийской школьницы обретают все более причудливый контекст. Не знающая ничего, кроме семейного гнезда в обычной хрущобе, девчушка превращается в певчую пташку, перелетную птицу, влюбленную птаху и, наконец, ангелоподобную «птичку Божью». Суть метаморфозы в едва приметном смещении визуальных интонаций: открывая дверь школьница всякий раз попадает в несколько иной мир.
В первом лимбе — последнем лете детства — Судзуку находит в библиотечном формуляре имя мальчика, берущего те же книжки. На следующее утро сочиняет песенку в честь приближающегося Первого сентября и встречает загадочного однокашника, читающего забытый ею том на лавочке у школьного стадиона, а на третий день в вагоне метро к Судзуке присаживается толстый кот (в японский мифологии приманивающий к удаче и богатству — Культура). Четвероногий выходит на той же остановке и, невзначай встречаясь по пути, увлекает в антикварную лавку, словно парящую над городом. Последняя оказывается сокровищницей, набитой самыми причудливыми безделушками.
Начинается дождливая осень и тоскливая школьная жизнь. Судзуку порой навещает чудо-лавку, но та оказывается заперта. Однажды у крыльца она встречает того самого мальчика из формуляра, оказавшегося читателем потерянной книжки и внуком антиквара. Мальчик по имени Сэйдзи отпирает дверь и открывает ей чудный вид с заднего балкона своего убежища, превращенного им в мастерскую. Подросток вырезает скрипки и мечтает учиться в Италии, а значит, Судзуке предстоит разлука с новым другом, светом очей.
Дивный внешний мир как-бы замирает, отмирает, портится. Отъезд кавалера прибивает к земле и быту, но будит воображение, в котором девчушка парит так же свободно, как в канун пробуждавшейся любви… И тут визуальные акценты картины смещаются в сферу ретроспективных переживаний: Судзуку учится видеть мир в новом, внутреннем свете и претворять опыт расставания в творческом осмыслении первого чувства. Эти грезы грозят растаять как дым, если девочка не обретет собственный неповторимый голос, и она принимается сочинять книгу — метафорическую историю своей любви.
Эмоциональный посыл картины рождается из удивительной метаморфозы — птичьей эйфории прозябающего зерна, об этом и поется в песенке Судзуку:
— Намереваясь жить сам по себе,
Я улетел из города родного,
И одиночество под сердцем заперев,
Сумел я сохранить, сберечь себя…
47-ми летний режиссер Ёсифуми Кондо скоропостижно скончался от аневризмы аорты через три года после премьеры, а в 2002-м «Шёпот сердца» получил спин-офф — «Возвращение кота» Хироюки Морита.
«Шёпот сердца». Япония, 1995
Режиссер Ёсифуми Кондо
12+
В прокате с 7 марта
Фото: кадр из фильма