Выставки

В ладу с эмоциями: выставка «Текущий момент» в галерее «Здесь на Таганке»

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

20.02.2024

Работы Марины Звягинцевой и Маши Ив показывают, как важно прислушиваться к своим чувствам.

Сумка, доверху набитая разноцветными камнями — с синими, черными и белыми прожилками; рядом этикетка «Груз воспоминаний», напоминающая, что перед нами — материальное воплощение известной метафоры: ведь когда избавляются от тяжелых мыслей, говорят — «будто камень с души». Окрашенные Мариной Звягинцевой камни (в авторской технике — биотипии, то есть живописи по воде) — один из экспонатов проекта «Эмоциональный багаж», показанного в рамках выставки «Текущий момент» (куратор — Ксения Горбатюк) в галерее «Здесь на Таганке». Вторая участница экспозиции — Маша Ив, ученица и соратница Андрея Бартенева, пришедшая в живопись из перформанса. Название выставки «Текущий момент» напоминает, что современный художник должен, прежде всего, откликаться на события сегодняшнего дня. Ему нужно чувствовать пульс времени — и порой действовать на опережение, предсказывая вызовы, с которыми мы столкнемся завтра. И тем самым помогать и поддерживать зрителя, которому сложно ориентироваться в бурном водовороте жизни. Подобный терапевтический эффект есть и у нынешнего проекта: Марина Звягинцева и Маша Ив предлагают свои ответы на вопросы — как справиться с эмоциями горожанину, лавирующему между стрессом, выгоранием и бессонницей, и в чем, в конце концов, заключается счастье.

Маша Ив предлагает стать ближе к природе: покинуть каменные джунгли, вынырнуть из суеты и оказаться там, где время кажется неподвижным, превращается в вечность. Как признается художница, ее привлекает Антарктида, ведь это удивительная земля — сохранившаяся в первозданном виде, поскольку там запрещено вести добычу полезных ископаемых. На выставке можно увидеть картину, посвященную Антарктике — как своеобразному месту силы. А еще изображения других ландшафтов — морей и горных вершин — сопровождаемых подписями Far from the noise, Just relaxing now, Time to dream и образующих своеобразную карту желаний, помогающую, как верят многие, воплотить мечты в реальность.

Иной посыл у проекта Марины Звягинцевой, одного из лидеров паблик-арта в России. Она предлагает не прятаться от ежедневно испытываемых нами эмоций, а, напротив, анализировать их. Вот, например, «Уныние»: за эту эмоцию в основном «отвечает» мелатонин, в меньшей степени — тироксин. Марина не только раскладывает чувства на химические составляющие, но изображает их с помощью биотипии. Так, в «Унынии» преобладает синий цвет, а в «Спокойствии» — желтый. При этом само пространство выстроено в виде карты, и зритель переходит от одной эмоции к другой, чтобы в конце концов оказаться около двух необычных картин. Их поверхность выглядит матовой, непрозрачной, но стоит прикоснуться — и тотчас возникает изображение. Эта серия, получившая название «Невидимые картины», — ноу-хау Звягинцевой.

— Мне бы хотелось однажды показать проект «Эмоциональная навигация» на улице, и, возможно, я так и сделаю, — рассказала «Культуре» художница. — Потому что когда я работаю на улице, я действительно создаю эмоциональную навигацию — люди переходят от одного арт-объекта к другому и испытывают эмоции, которые им порой бывает трудно получить в городе. Здесь же именно картины создают движение от одной эмоции к другой. Я использовала образ карты, поскольку в городе мы все время движемся по навигатору и при этом что-то чувствуем, мы все время в пути — от одной эмоции до другой. В моем проекте эмоции идут по нарастающей, доходят до «Всплеска радости», потом — до «Выхода», и в итоге зритель оказывается перед «Невидимыми картинами». Это совершенно новые работы. Бывает, что картина в интерьере нам надоедает: сначала она вызывает вау-эффект, а потом мы устаем и перестаем ее замечать. Я показываю, что радость требует усилий: нужно дотронуться до картины, чтобы ощутить эти эмоции, и потом они исчезнут — и нужно будет дотронуться вновь. Мне хотелось напомнить, что позитивные чувства требуют от человека какого-то действия, их нужно добывать — в то время как негативные приходят сами. Еще мне кажется, что это интересная идея для интерьера — когда можно включить картину по желанию. Например, запрограммировать так, что она будет «работать» все время — на выставке она включается только на семь секунд. При этом сама картина настоящая — это холст и масло: она диджитализируется за счет оболочки — специальной рамы. Так что это «живая» картина, но при этом она на экране: ее то видно, то нет. И ты можешь прикоснуться к искусству в прямом смысле слова.

Как это сделать, показал Иван Горячев, артист Российского театра драмы имени Ф. Волкова, выступивший на открытии с перформансом. Его герой — с лицом, выбеленным краской, скрывающей любую индивидуальность, в черных очках — символизировал «человека из толпы»: на его месте мог оказаться кто угодно. Он встречает героиню (Юнону Захарьеву), но чувствует себя неготовым к совместному путешествию и выбирает альтернативный маршрут. В итоге ему предстоит пройти сложный эмоциональный путь — от выгорания и бессонницы к спокойствию и даже радости, чтобы сбросить эмоциональный багаж (разноцветные камни, которые он собирал по пути) и принять в финале очистительный «Душ эмоций» — так называется инсталляция, где вместо водных потоков льются краски, правда, в формате видеомэппинга. После этого своеобразного катарсиса он вновь встречается с героиней, и дальше они уже идут вместе, забрав с собой чемодан с надписью «Любовь». В итоге зритель вместе с героем переходит от груза эмоций — тяжелых, тянущих нас на дно — к ценным и настоящим чувствам, которые следует беречь. Марина Звягинцева показывает, как важно отделить одно от другого, и тогда счастье — или как минимум спокойствие — окажется вполне достижимым.

Выставка работает до 25 февраля

Фотографии: Денис Трофимов/предоставлены пресс-службой Марины Звягинцевой.

Источник