Выставки

От «Сотворения мира» до «Святой семьи»: что покажут в Музее имени Андрея Рублева в этом году

Татьяна ФИЛИППОВА

09.02.2024

В планах музея — серия выставок, посвященных шедеврам иконописи, уникальным рукописям и другим произведениям из музейного собрания.

«Поговорили с директором музея Михаилом Миндлиным о планах на 2024 год. Музей Андрея Рублева — единственный в нашей стране государственный музей, который специализируется на хранении, изучении и реставрации произведений древнерусского искусства» — записала недавно в своем телеграм-канале министр культуры РФ Ольга Любимова.

Михаил Миндлин рассказал «Культуре» о крупнейших выставочных проектах 2024 года и перспективах дальнейшего развития музея.

— Михаил Борисович, весной вы открываете выставку «Сотворение мира». Как она построена?

— Задача выставки — через художественные образы представить христианское понимание процесса сотворения мира, человека, растений, и животных. Там будут достаточно редкие сюжеты икон, такие как «Суббота всех Святых», «Шестоднев», «Хвалите Господа с небес», «Изгнание из рая», «Символ веры». Ключевыми элементами экспозиции станут эскизы храмовых росписей сводов боковых нефов Владимирского собора в Киеве, выполненные художниками В. Котарбинским и П. Сведомским в 1887–1895 годах.

— В ваших планах — ряд выставок, посвященных особым видам церковного искусства.

— Наиболее крупные из них — это «Живопись нитью», где мы представим лицевое шитье из собрания Музея имени Андрея Рублева и Музея христианского искусства Московской духовной академии, и «Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII–XIX веков». Зрители смогут увидеть все типы антиминсов, важнейших предметов, без которых нельзя совершать литургию в храме, от начала их появления в России в 1655 году до середины XIX века, когда на смену гравюре на меди пришла литография.

— Завершает год проект «Святая семья». Какие произведения в него войдут?

— «Святая семья» — понятие, объединяющее святых очень широкого круга. Святые как одна семья — в этом смысл проекта. Не говоря уже о родственных связях — Вера, Надежда, Любовь и мать их София, ярославские князья, первые русские святые Борис и Глеб. Ну и, конечно, Святое семейство — имеется в виду так называемая икона «Трех радостей», на которой изображается Богоматерь с младенцем Христом и младенцем Иоанном Предтечей, сцена Рождества, зачатие Иоакима и Анны и так далее.

Музей Андрея Рублева активно сотрудничает с Историческим музеем, с Третьяковской галереей, с частным Музеем русской иконы имени М.Абрамова и рядом других музеев, поэтому на выставке «Святая семья» мы показываем произведения не только из нашего собрания, но и из других музеев, а также из частных и корпоративных коллекций.

— К 75-летнему юбилею, который музей имени Андрея Рублева отмечал в 2022 году, вы открыли на своей территории современное фондохранилище архитектурных деталей и надгробий. Предполагается ли дальнейшее развитие территории Спасо-Андроникова монастыря, в котором располагается музей?

— Развитие территории монастыря невозможно по определению, потому что это объект культурного наследия и ни о каком развитии территории и окружающего пространства речь идти не может, это архитектурный ансамбль федерального значения.

Монастыря здесь нет со времен революции, он перестал существовать, а архитектурный комплекс, в котором мы находимся, прошел через несколько этапов. Сначала в нем был создан один из первых советских лагерей для врагов революции, здесь много расстреливали. Его сменил приют для беспризорников, еще позже — общежитие завода «Серп и молот», здесь жили рабочие, стояли какие-то сарайчики, подсобные хозяйства, в общем такая «воронья слободка». В здании Спасского собора находился военный архив, впоследствии здесь располагалась ЦНРПМ —организация, занимавшаяся разработкой проектов восстановления памятников архитектуры. Но в 1947 году было принято решение создать на базе бывшего Спасо-Андроникова монастыря — Музей Андрея Рублева, потому что в этом монастыре монашествовал, скончался и был похоронен Андрей Рублев. Музей создавался в основном в 1950-е годы и 21 сентября 1960 года открылся для публики.

Наша задача заключается в сохранении и воссоздании среды древнего монастыря. У нас нет стриженых английских газонов, напоминающих футбольные поля, каких-то привычных клумб с тюльпанами, у нас все засажено луговыми травами, васильками, ромашками и так далее. Летом, да и зимой тоже, здесь невероятная красота. Это что касается территории бывшего монастыря. А что касается развития музея — конечно, он активно развивается.

Нам переданы соседние здания, они находятся рядом с ансамблем Спасо-Андроникова монастыря, буквально в 30 метрах от монастырских стен. Это усадьба Хрящевых — Шелапутиных XVIII века и один расселенный жилой дом 1917 года постройки. В отличие от усадьбы, он памятником не является.

Усадьба Хрящевых — Шелапутиных состоит из основного дома с поздней надстройкой и одного флигеля. Второй, к сожалению, в свое время был приватизирован и сейчас находится в частной собственности. Конечно, для развития музея очень важны новые помещения, и мы очень рассчитываем, что в обозримом будущем в этих зданиях появятся новые экспозиционные площади, в других помещениях будет развернута дополнительная инфраструктура нашего музея. В этих зданиях появится междисциплинарный киновидеопросмотровый зал, зал для симпозиумов и конференций, там будут залы для проведения временных выставок, библиотека, видеотека, медиатека, архив и полноценный музейный магазин. Музей продолжает развиваться, у нас чрезвычайно амбициозные планы.

Фотографии: Телеграм-канал Ольги Любимовой. На анонсе — фотография Татьяны Филипповой.

Источник