06.02.2024
В российском прокате — байопик, повествующий об одной из самых «звездных» пар 1960-х: Элвиса Пресли и Присциллы Болье. Музыкальный обозреватель «Культуры» посмотрел кинокартину и остался недовольным увиденным.
Биографические художественные ленты об известных современниках, особенно из мира поп-культуры, — это палка о двух концах. С одной стороны, это всегда интересно: многочисленным поклонникам личностей из высшей лиги шоу-бизнеса неизменно любопытно, каким предстанет на экране их любимый персонаж, насколько авторское видение будет соответствовать их собственным представлениям, к каким приемам и нестандартным решениям прибегнет съемочная группа, дабы изобразить героя максимально достоверно и убедительно.
С другой стороны, в силу того, что поп-культура — явление относительно молодое, а следовательно, и ее знаковые представители, в той или иной мере, являются нашими современниками, требования взыскательного зрителя к предлагаемому материалу необычайно высоки. Биографии кумиров, идолов, объектов обожания (можно назвать как угодно), в большинстве своем хорошо изучены, многократно описаны в литературе и рассмотрены под микроскопом различными средствами массовой информации — соответственно, и спрос со стороны въедливых знатоков предъявляется немалый.
У каждого интересующегося шоу-бизнесом человека имеется свое суждение о главных его представителях. Отсюда возникает неизбежный, хотя и вполне логичный риск того, что итог многими будет принят в штыки, и картина, что называется, «не зайдет». Тому учит история: даже самые удачные байопики подобного рода неизменно подвергаются жесточайшей критике. И пускай, например, сравнительно недавняя лента «Богемская рапсодия», посвященная Фредди Меркьюри, и была удостоена нескольких «Оскаров», хулителей этого кинопроизведения ничуть не меньше, чем поклонников…
В данном же случае речь идет не столько даже о человеке, сколько о некой фигуре, которая — по крайней мере, на Западе — давно уже имеет статус небожителя. В Штатах «элвисомания» не думает сбавлять оборотов и по сей день: Пресли — это не фамилия некогда реально существовавшего человека, а мощная торговая марка, являющаяся, наряду с кока-колой, Микки-Маусом или забегаловкой Jack In The Box, одним из наиболее растиражированных штатовских брендов.
Элвис до сих пор продолжает делать бешеные деньги и для правопреемников его наследия, и для звукозаписывающих лейблов и киностудий, и для экономики страны в целом. Любая круглая дата (будь то юбилей со дня рождения или смерти артиста) неизменно сопровождается выпуском новых сборников песен, фотоальбомов или монографий. Связанные с его жизнью места неизменно привлекают толпы паломников, а на могиле в Грейсленде всегда море цветов. Во многих ресторанах блюда носят имя короля рок-н-ролла, в бесконечных казино Лас-Вегаса есть игра под названием Elvis, то тут, то там встречаются отели, на которых ярко и горделиво написано: «Elvis slept here» (Здесь спал Элвис)…
Неудивительно поэтому, что и художественных лент, посвященных музыканту, снято немало. Об одном из последних масштабных проектов, фильме 2022 года «Элвис» режиссера База Лурмана, «Культура» в свое время писала: https://portal-kultura.ru/articles/cinema/339388-vivat-korol-novyy-film-posvyashchennyy-elvisu-presli/?ysclid=lryrpy5wr8502326403 Фильм был неплохо — хотя опять же, неоднозначно — принят, но сейчас речь не о нем.
Дочь «оскароносного» Френсиса Форда Копполы (подарившего любителям кино, среди прочего, трилогию «Крестный отец» и военную драму «Апокалипсис сегодня»), режиссер София Коппола, очевидно смекнув, что личность Элвиса уже неоднократно подана американским кинематографом «под разными соусами», решила предложить свой, женский взгляд на историю артиста. А как это можно сделать? Ответ показался Софии очевидным: рассказать о том отрезке жизненного пути Пресли, когда он был женат. Взяв за основу сценария автобиографию Присциллы Elvis and Me, вышедшую еще в 1985 году, а также заручившись одобрением вдовы музыканта, Коппола приступила к осуществлению проекта.
Главное отличие ленты «Присцилла: Элвис и я» от других работ на заданную тему состоит в том, что это не столько фильм об Элвисе Пресли, сколько о его единственной законной супруге, с которой певец познакомился в 1959-м, сочетался законным браком в 1967-м и развелся в 1972-м. Поворот любопытный, но у выбранной автором картины фабулы сразу обнаруживаются заметные пробелы и огрехи. Поскольку, на каких периодах биографии Элвиса внимание ни акцентируй, зрителю все равно прежде всего интересен именно сам артист, а все, что к нему «прилагается», играет вспомогательную роль.
Сделав же фокус-центром повествования Присциллу, режиссер вступила на зыбкую почву. 1960-е (а роман Элвиса и Присциллы, повторимся, пришелся именно на этот временной отрезок) — не самые удачные годы в карьере музыканта. Это, во многих отношениях, поворотное и даже революционное время в истории поп-культуры Элвис угробил на съемки во второразрядных фильмах: лишь к концу десятилетия, после выхода тридцати с лишним картин стало ясно, что великого киноактера из Пресли не получается, после чего он вернулся на сцену.
Что из этого следует? Прежде всего, то, что Элвиса как такового, по сути, тогда не существовало ни в музыкальной жизни планеты, ни в жизни самой Присциллы: львиную долю времени он проводил на съемках. И данное обстоятельство, надо сказать, изрядно облегчило режиссеру задачу: Элвиса фактически нет и в фильме. То есть, он, конечно, редко покидает «картинку» (а австралийский артист Джейкоб Элорди даже имеет некое внешнее сходство с реальным героем), но мы не видим эпизодов, связанных с армейской жизнью певца (Пресли познакомился с Присциллой, когда проходил службу в армии в Германии), не присутствуем вместе с ним на съемочных площадках, не путешествуем по Штатам, не становимся свидетелями его многочисленных измен жене и даже практически не слышим, как он поет.
Вместо этого Элвис просто «находится» на экране, но не живет: он ходит из угла в угол, почитывает какие-то книжки с мутным содержанием, закидывается таблетками и, по возвращении со съемок очередного никчемного фильма, срывает накопившиеся усталость и раздражение на своей «красивой живой игрушке». А именно роль таковой и была отведена Присцилле в жизни Пресли, чего, кстати, она не скрывала на страницах своей, упоминавшейся выше, автобиографии.
Явствует это и из фильма. Проблема заключается лишь в том, что «красивой игрушке» непросто в одиночку влачить экранное бремя. В таких обстоятельствах сюжет просто обречен быть безвкусным, пресным. Без малого два часа, что длится фильм, тянутся утомительно долго. И не потому даже, что Элвис там присутствует лишь номинально, а потому, что о самой Присцилле, как выяснятся, рассказывать, по большому счету, нечего. Жизнь молодой женщины, пусть и ни в чем, в материальном отношении, не нуждающейся, но обреченной на то, чтобы существовать в роли домохозяйки (к чему у нее, к слову, не было ни склонностей, ни стремления), и лишь время от времени встречающей своего блудного принца на пороге дома «с тапочками в зубах», — сюжет довольно скучный, согласитесь.
Походы по магазинам и парикмахерским, листание модных журналов, постоянные разговоры по телефону — что ж, возможно, таковой и была супружеская жизнь Присциллы на самом деле. Только вот стоит ли об этом фильм снимать? Впрочем, в плане исторической справедливости и достоверности, к картине трудно предъявить претензии. Более того, на мировой премьере картины, которая состоялась в сентябре прошлого года на 80-м Венецианском кинофестивале, вдова Элвиса (сейчас Присцилле 78 лет) не смогла сдержать слез умиления, из чего нетрудно заключить, что фильм тронул женщину до глубины души. Исполнительница главной роли, Кэйли Спэни получила кубок Вольпи (Coppa Volpi, награда Венецианского кинофестиваля, которая вручается за лучшую главную роль. — Культура), а сам фильм был номинирован на «Золотого льва»…
Симпатичные актеры, уравновешенный (пусть и, повторимся, слегка затянутый) темп повествования, приятный, ненавязчивый саундтрек, который, правда, практически лишен оригинальных фонограмм с голосом Пресли, — все это можно отнести к положительным сторонам ленты, в целом, не вызывающей прямого отторжения. Другое дело, что на месте этой супружеской пары могла бы с таким же успехом быть любая другая — фильм бы от этого ничего не потерял. Но и не приобрел, ибо вынесенное в название имя Элвиса служит основной приманкой (и обманкой) для широкой аудитории.
Немного обидно, учитывая, что художественный фильм о даме, которой судьбой было уготовано стать в одном лице женой короля рок-н-ролла и тещей короля поп-музыки (напомним, единственная дочь Элвиса и Присциллы, Лиза Мари Пресли, скончавшаяся год назад, была женой Майкла Джексона), мог бы быть и «повкуснее»…
Однако самая жирная клякса ожидает внимательного зрителя под занавес фильма. Помните, чем заканчивается знаменитый фильм 1992 года «Телохранитель» с Кевином Костнером и Уитни Хьюстон в главных ролях? Правильно, песней I Will Always Love You в блистательном исполнении главной героини. Так вот, финальные титры «Присцилла: Элвис и я» тоже сопровождает эта выжимающая слезу баллада. Почти стопроцентное совпадение (разница лишь в том, что в картине Копполы композиция звучит в оригинальной версии Долли Партон) и вопиюще досадный кинематографический казус. Но даже если этот «ляп» и осознанный, все равно выглядит как-то нелепо. И общего пресного послевкусия от просмотра в любом случае не меняет.