30.01.2024
В Первом павильоне «Мосфильма» прошла XXII торжественная церемония вручения премий Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Лучшим фильмом признали драму Бориса Хлебникова «Снегирь».
Церемония прошла в дни столетнего юбилея главной киностудии страны в самой торжественной атмосфере. Главным украшением сцены стал полиэкран в обрамлении изящных золотистых декораций, гвоздем вечера — впечатляющие видео-музыкальные презентации картин, претендующих на главную награду страны, а дух праздника согрели слова признательности лауреатов.
Получая почетного «Орла» за вклад в киноискусство, Карен Шахназаров поблагодарил Академию за главный приз российского кинематографа от лица всех работников «Мосфильма» и отметил, что трудится здесь уже полстолетия. «Это веселая, красивая студия, — подчеркнул директор киноконцерна, — современный «Мосфильм» кардинально отличается о того, на который я пришел в середине семидесятых. Это технологически мощное, современное предприятие и технологии, безусловно, очень важны – тем более в современном кино, но в то время здесь рождались и необыкновенные творческие идеи… На мой взгляд, пока российское кино не достигло того уровня творческой атмосферы, которая здесь существовала. Я пришел сюда, когда тут работали Шукшин, Рязанов, Шепитько, Губенко, Климов. Каждый из них по-своему был самобытен, но все вместе они создавали великий, советский, своеобразный стиль и я мечтаю, чтобы он вернулся и в российское кино, и на «Мосфильм»! Потому что это — необыкновенный адреналин, чувство, когда живешь в кругу людей, пылающих творческими идеями… Пока еще российское кино не нашло такой стиль!»
Карен Георгиевич отметил, что киностудия состоит не только из режиссеров и актеров, которые всегда на виду, здесь работают люди разных профессий, без которых не было бы кино и их вклад неоценим. «Надо помнить и о том, что «Мосфильм» всегда участвовал в жизни страны. Тысяча наших сотрудников ушли на фронт, не вернулось 144, и сегодня трое мосфильмовцев воюют в зоне спецоперации. Зотов Олег Александрович пал смертью храбрых, он был бутафор, строитель декораций. Нужно помнить о таких людях!»
«Я — простой советский, российский оператор, счастлив стоять на этой сцене в Павильоне номер один киностудии «Мосфильм», в которой я отработал шестьдесят лет, — признался награжденный за вклад Анатолий Мукасей, — Долго ждал, когда же все-таки «Орел» прилетит ко мне, и вот, через многие годы он прилетел мне прямо в руки!» Мастер изображения припомнил завет вгиковского наставника Михаила Ромма: «Ребята, никогда не снимайте музыкальные, исторические и комедийные фильмы! Они никому не нужны, кроме народа…» Мукасей оказался чуток к шуточному благословению мэтра и успел поработать во всех «запрещенных» жанрах с Эльдаром Рязановым и Роланом Быковым, Александром Зархи и Борисом Бланком, Алексеем Кореневым и своей супругой, Светланой Дружининой, удостоившейся особой благодарности… «Я помню каждый кадр в жизни, который я снимал. И снимаю сейчас!», — завершил спич Анатолий Михайлович.
Сыгравшая в «Вызове» Юлия Пересильд получила статуэтку как первая актриса-космонавт: «Я очень благодарна маме, детям, которых я так люблю, что у меня был серьезный стимул вернуться, благодарна моему мужчине, за то, что он возвращает меня из космоса в нормальную жизнь, — призналась растроганная актриса, — Благодарна моему космическому бро, режиссеру Климу Шипенко… Не знаю ни одного столь сумасшедшего человека! Благодарна нашим героям-космонавтам за их настоящее мужское начало, в полете у меня была возможность почувствовать себя одуванчиком, самой прекрасной девушкой на свете! Желаю вам не бояться, быть первооткрывателями во всем — новых идей, новых форм, новых имен! Пусть все будет как в первый раз — еще много-много лет… Ну, полетели!»
На самом взлете первым фильмом-лауреатом стала короткометражная мелодрама «Шоссе Энтузиастов» 24-летнего Федора Кравчука. Награду за лучший анимационный фильм получил Василий Ровенский, автор весьма успешных «Котов Эрмитажа». В категории «Лучший неигровой фильм» лидировала Марина-Мария Мельник с картиной «Мельников». На всякий случай режиссер предупредила коллег, что ее фамилии никак не связана с великим архитектором-конструктивистом. «Мой мастер сказал мне, что «документальное кино — это летопись времени», — процитировала Мельник вгиковского наставника Сергея Мирошниченко, — Мне кажется, это очень важно сегодня!», и поблагодарила трехлетнюю дочь за то, что «позволила мне смонтировать фильм».
Лучшим мастером визуальных эффектов признали Алексея Гусева. Кстати, его компания ALGOUS studio оказалась представлена во всех номинациях: «Я не поверил своим глазам, когда три наши картины, такие разные, посвященные разным стихиям, оказались в одном конкурсе!», — признался лауреат, поработавший над «Вызовом» Шипенко, «Повелителем ветра» Бондарчука и удостоенным награды «Снегирем» Хлебникова. Выбор академиков был справедлив и логичен, поскольку — признался лауреат — в этой картине «визуальные эффекты мы как раз пытались не выпятить, а спрятать…» Так же драма Бориса Хлебникова была отмечена за лучший монтаж Ивана Лебедева и за лучшую работу звукорежиссера Максима Беловолова. Выдающийся композитор Алексей Рыбников победил в номинации «Лучшая музыка к фильму» за саундтрек «Повелителя ветра».
В номинации «Лучшая работа художника по костюмам» победили Дмитрий Андреев и Владимир Никифоров, создавшие костюмированный калейдоскоп в ретро-детективе Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырех». Заслуженного «Орла» получил и художник картины Сергей Февралев, признавшийся: «Карен Георгиевич — непростой режиссер, у него непростые идеи, непростые ходы. Он дает художнику возможность удивить его. Благодаря столь редкому качеству художник может раскрыться, выразиться. Только непростой режиссер может пригласить непростого художника на эту картину!»
Лучшей актрисой онлайн-сериала стала Марьяна Спивак, сыгравшая в психологическом триллере «Черное облако». Мужскую номинацию разделили
Иван Янковский и Александр Яценко, сработавшиеся на детективе «Фишер», ставшим лучшем проекте онлайн-платформ: приз вручили продюсерам сериала Сергею Кальварскому и Дмитрию Табарчуку.
Лучшую женскую роль на ТВ» в сериале «Дама с собачкой» сыграла Елена Яковлева. Лучшей сериальной мужской работой в проекте «Бизон: Дело манекенщицы» порадовал Сергей Безруков.
Ведущей актрисой второго плана стала Александра Ребенок, блеснувшая в «1993» Александра Велединского. В мужской номинации победил Евгений Ткачук за роль влюбленного партизана в «Праведнике»: «Я хочу сказать: «Извините!», — расчувствовался артист, — Извините меня за всю мою жизнь все, кто меня знает, кто в меня верит! Мама, жена, Сергей Владимирович Урсуляк и все зрители, которые до сих пор как-то терпят меня на экране. Слова соболезнования, держитесь! Дальше будет больше! Уверен — будет хуже, потому что с годами зубов становится все меньше, но теперь самое главное: спасибо за ваше терпение, за вашу веру и любовь!» Лента Урусяка была отмечена и за лучшую операторскую работу Михаила Милашина, и главную мужскую роль двукратного лаурета Александра Яценко. В женской лиге лидировала Анна Михалкова, солировавшая в драмеди «Чувства Анны» Анны Меликян. «Я не первый раз стою на этой сцене, но мне почему-то тоже хочется извиняться. Мы с Аней Меликян — достаточно известные комедиографы, но здесь пошло по-другому… Такое ощущение, словно я пришла на «голую вечеринку» и зашла в ту дверь. В этом фильме я показала все, — мило шутила актриса, — И свой богатый внутренний мир, и некий экстерьер. Все это — заслуга Ани, которая взяла меня и мною нарисовала это кино. Сложно перенести такое количество себя на экране, поэтому второй раз, наверное, я этот фильм смотреть не буду… Перенести все, что происходит с героиней два часа, на крупных планах, — испытание. Любите друг друга!»
Лучшим сценаристом года стал Александр Велединский, перенесший зрителей в буйный и причудливый «1993»-й год.
Вручая главные награды церемонии, Карен Шахназаров вспомнил любимый анекдот Станислава Говорухина: «Оператора спрашивают: если стакан водки выпьешь — сможешь снимать? Да! А два? Ну, да… А три? Да, но только в качестве режиссера!» «Золотой орел» за лучшую режиссуру достался Сергею Урсуляку, это была уже четвертая статуэтка, озолотившая «Праведника». «В индивидуальной категории я получаю эту премию в первый раз… Спасибо всем, кто рад за меня!», – поблагодарил коллег лауреат.
Лучшим фильмом 2023 года стал «Снегирь» Бориса Хлебникова. «Режиссер в данный момент находится на съемочной площадке, — признался продюсер ленты Сергей Сельянов, — но это даже хорошо, потому что я могу поделиться чувствами; я тронут и горд вниманием академиков к этой картине. Я согласен! Я считаю, что Хлебников вырос до большой национальной величины, национального кинохудожника — он стал стержнем не только фильма, но и всего нашего кинематографа! Через всю оригинальную книгу проходит главный герой, протагонист истории, а Хлебников вместе с Натальей Мещаниновой (соавтором сценария. — «Культура») главного героя решили убрать. И фильм получился не про кого-то, а про нас — граждан огромной страны, которые и такие, и такие… Успех фильма связан с тем, что мы видим в нем себя, свой народ!»
Фотографии: Артур Новосильцев / АГН Москва.