Выставки

Эрик Булатов, Ольга Розанова и туркестанский авангард. «Культура» о самых интересных выставках декабря

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

08.12.2023

1. «ЗАЧЕМ НАМ ДВА ГЛАЗА? СТЕРЕОФОТОГРАФИЯ XIX–XX ВЕКОВ»

Выставка посвящена высоким технологиям рубежа XIX–XX веков, а именно — стереофотографии, ставшей в некотором смысле предвестницей современных 3D-технологий. Шутка ли: светопись, к тому времени насчитывавшая меньше ста лет, вдруг превратилась в «объемное» изображение. Волшебные картинки помогали зрителям перенестись в далекие края и создавали эффект присутствия: можно было в мгновение ока очутиться в финском лесу или театральном зале. Влияние этих технологий сложно переоценить — в том числе на развитие фотографии и становление ее жанров. Особой популярностью в стереофотографии пользовались видовые съемки, жанровые сценки и даже эротика. Тиражные работы быстро завоевали любовь зрителей и в целом стали предвестником массовой культуры. На выставке можно увидеть оригиналы снимков и их увеличенные копии, а также рассмотреть фотографии в стереоскоп — который, как и 3D-очки, основывается на особенностях нашего бинокулярного зрения.

Москва, Музей нонконформизма. До 15 марта

3. МАРИЯ ВАСИЛЬЕВА. «ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ»

Название этой выставки не выглядит преувеличением: Мария Васильева уехала из России еще до революции и свою художественную карьеру сделала там, на Западе, где ее коллегами, соперниками и друзьями был весь цвет «Парижской школы» — от Пикассо до Модильяни. Она была еще и настоящей светской штучкой: учредила в столице Франции «Академию Марии Васильевой», которую посещали все те же персонажи, в тяжелые годы Первой мировой открыла в своей мастерской дешевую столовую и подкармливала бедных художников. Правда, в конце жизни помощь требовалась ей самой: красавец-сын, бравый летчик, чей портрет можно увидеть на выставке, не смог должным образом заботиться о пожилой матери, и последние годы она провела в доме престарелых в Ножан-сюр-Марн — правда, не в обычном, а для художников.

4. «ГОРИЗОНТ. К 90-ЛЕТИЮ ЭРИКА БУЛАТОВА»

Кураторский проект экс-директора Пушкинского музея Марины Лошак не мог не привлечь к себе внимания. Об этой выставке заговорили еще до открытия, тем более что на ее примере российское коллекционерское сообщество показало чудеса самоорганизации. Для экспозиции удалось получить работы из 10 частных собраний — что особенно важно, ведь многие работы художника хранятся за рубежом, а проблема ввоза-вывоза искусства в нынешних реалиях стоит особенно остро. В итоге получилось собрать юбилейную экспозицию, пусть и не очень большую, — здесь можно увидеть около 20 крупномасштабных работ. Ранние произведения мастера предоставили музеи — Пушкинский и Третьяковская галерея. Создатели выставки подчеркивают, что это не ретроспектива Булатова и главная задача — выявить стержневые темы художника. Например, тот же горизонт, часто присутствующий на его картинах и отделяющий прошлое от светлого будущего, а мечту — от идеологизированных клише. Впрочем, вероятно, мы скоро сможем дождаться и ретроспективы — по крайней мере выставку графических работ Булатова готовит Ольга Свиблова.

Москва, Музей AZ. До 14 апреля

6. «КУБОК СОЗВУЧИЙ. ПО НАПРАВЛЕНИЮ К РОЗАНОВОЙ»

Трагическая фигура Ольги Розановой привлекает многих исследователей. Яркий талант, смелые футуристические опыты, первые (на мировом уровне) шаги в абстракции, наконец — первое применение коллажа в художественном оформлении книги (тоже на мировом уровне): «Война», сделанная совместно с Алексеем Крученых. И в то же время — внезапная смерть художницы от дифтерита в возрасте 32 лет. Роковой случай унес также жизнь современницы Розановой, Любови Поповой: в отличие от более удачливой Наталии Гончаровой, им толком не удалось вкусить плоды своей славы. Подобная несправедливость накладывает отпечаток на восприятие Розановой, которая превратилась в почти культовую фигуру, и в этом смысле даже удивительно, что такая выставка не открылась раньше. Впрочем, организовать ее стоило немалых трудов — работы приехали из разных музеев, от Тотьмы до Нижнего Тагила. Причем из Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» прибыла культовая работа «Зеленая полоса» — один из первых мировых шедевров абстракционизма. Выставка имеет отчетливо женский акцент: авторы стремились показать Розанову вне ее круга (состоявшего преимущественно из мужчин-художников), а также исследовать влияние ее творчества на художниц последующих поколений. Среди которых такие признанные авторы, как Лидия Мастеркова и Татьяна Глебова, а также наши современницы Алена Кирцова и Александра Паперно.

Санкт-Петербург, Шереметевский дворец. До 21 апреля

8. «ФОРМУЛЫ АНДРЕА МАНТЕНЬИ. СЕВЕРОИТАЛЬЯНСКАЯ ГРАФИКА И ВОЗРОЖДЕНИЕ АНТИЧНОСТИ»

Андреа Мантенья считается одной из ключевых фигур раннего итальянского Возрождения. Ему была присуща необычная, почти физиологическая манера живописи — можно вспомнить изображение мертвого Христа, хранящееся в миланской Пинакотеке Брера. А еще он любил Античность, что нашло отражение в нынешней выставке, посвященной, правда, не живописи, а графическим работам: здесь представлено семь гравюр Андреа Мантеньи. Впрочем, показаны не только его работы: общее число экспонатов превышает 250 — это и рисунки, и скульптуры, и керамика, и резные камни, и даже фрагменты доспехов. Цель проекта — показать, как Мантенья черпал вдохновение в Античности и как его образы преломлялись в работах последователей, среди которых был Альбрехт Дюрер. Как утверждают создатели выставки (куратор — Любава Чистова), Мантенья использовал античное наследие нестандартным образом: его интересовали наиболее выразительные позы и композиции, которые он нередко наполнял новым содержанием.

«ОБРАЗЫ ИСПАНИИ. РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX–XXI ВЕКОВ»

Масштабный проект — составленный сразу из двух выставок — рассказывает об испанском искусстве, его эволюции и стилевом разнообразии. А также о восприятии этой солнечной страны русскими художниками. Работы испанских авторов собирали русские монархи — первопроходцем в этом смысле была Екатерина II, позже ее примеру последовал Александр I. Приобретенные ими произведения легли в основу испанского собрания Эрмитажа, участвующего в выставке. Ну а испанская коллекция Пушкинского музея, в свою очередь, сформировалась из национализированных частных собраний — в частности, некоторые вещи когда-то принадлежали Ивану Морозову, а также Ивану и Сергею Щукиным. В целом здесь можно увидеть более 50 работ выдающихся испанских авторов — от Эль Греко, Гойи и Веласкеса вплоть до Пикассо, картиной которого («Старый еврей с мальчиком») завершается экспозиция. Вторая выставка рассказывает уже о культурном мифе Испании: здесь можно увидеть поиски испанского характера и размышления о «Дон Кихоте», а также полюбоваться пейзажами и городскими сценками. И все это — через работы выдающихся отечественных художников: Петра Кончаловского, Василия Сурикова, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Ильи Репина, Константина Коровина, Александра Яковлева и многих других.

Москва, Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. До 3 марта

Фотографии: Стереофотография «Лорелея». 1900-е гг, предоставлена пресс-службой музейно-выставочного центра "Росфото". (на анонсе) В.Уфимцев "Дорога через поселок 1961, предоставлено Домом русского зарубежья им. А. Солженицына

Источник