10.11.2023
Материал опубликован в №10 печатной версии газеты «Культура» от 26 октября 2023 года
Главная российская хеви-метал-группа «Ария» триумфально завершает турне «Гость из царства теней». О сменах декораций и новых впечатлениях, о законах жанра и круглых датах, о приятных воспоминаниях и планах на будущее мы беседуем с бас-гитаристом и автором многих хитов «Арии» Виталием Дубининым.
— Масштабный тур «Гость из царства теней» длится уже не первый год. Осенняя часть гастролей недвусмысленно подается как «Финальный аккорд». Расскажите о проекте, а также поведайте: чего ждать поклонникам «Арии» в дальнейшем?
— «Гость из царства теней» действительно «гостит» на отечественных концертных площадках с 2019 года: тогда мы впервые представили это шоу в виде презентации последнего на тот момент альбома «Проклятье морей». Поначалу мы не думали о том, что проект станет «долгоиграющим», поскольку сама идея возить по стране сложнейшую в технологическом отношении программу, с огромным количеством декораций, представлялась нам утопичной. Однако потом взвесили все «за» и «против», рискнули и, судя по всему, не прогадали.
Правда, как и большинство артистов, были вынуждены взять связанную с пандемией паузу, но с 2021-го вновь отправились в путь, посетив фактически все крупные площадки России — кое-где были даже неоднократно. Нам приходилось учитывать, что далеко не во всех городах есть большие дворцы спорта, вместительные дома культуры, где можно было бы установить все сценическое оборудование, которое данное шоу предполагает. Поэтому кое-где мы адаптировали представление под относительно маленькие залы — и в итоге проехали с этой театрализованной программой по всей стране.
А сейчас пришли к выводу, что настала пора взять финальный аккорд, поскольку все хорошее когда-нибудь заканчивается, — надо остановиться. Но тут возникает двоякая ситуация: с одной стороны, шоу действительно удалось и расставаться с ним психологически ой как непросто. С другой — мы в известной мере стали его заложниками, потому что осознали, что переплюнуть его крайне сложно.
Подумав, мы решили, что, возможно, как раз сейчас настает удобный момент «вернуться к истокам»: уйти в совсем маленькие, камерные залы и исполнять программу, которая ориентирована прежде всего на тех поклонников, которые уж очень хорошо знакомы с нашим творчеством. Потому что в песенном «багаже» группы немало песен, которые мы либо никогда на концертах не исполняли, либо делали это редко.
Во что эта затея выльется, мы пока не знаем, но сама мысль устроить такой «клубный» тур по городам и весям России в преддверии 40-летнего юбилея «Арии» (который состоится в 2025 году) нам кажется заманчивой. Поэтому, скорее всего, 2024-й мы таким небольшим выступлениям и посвятим. В качестве затишья перед бурей, которая, несомненно, грянет: ведь круглую дату через пару лет отмечать хочешь не хочешь, а придется.
— Наверное, к этой дате неплохо бы подойти и с новым студийным альбомом?
— Работаем над этим. Материал у нас есть, надеюсь, к 2025-му его запишем и новую пластинку представим. Тем более что и пауза затянулась: она, правда, была как раз связана с непрерывными удачными гастролями. Но задумки, наработки у каждого из нас есть, осталось только сгладить острые углы, привести все к общему знаменателю и выдать качественный студийный продукт.
— Если вернуться к театральной составляющей «Арии»: насколько визуальная сторона важна для групп, работающих на ниве тяжелого рока? Хеви-метал-команды, как правило, апеллируют именно к напористому, насыщенному звуку. Как «Ария» подошла к осознанию того, что одного «густого» саунда все же недостаточно?
— Мне кажется, сама жизнь заставляет музыкантов двигаться в подобном направлении. Вы правы, если на ранних этапах артисты, прежде всего хард-энд-хеви-ответвления, почитали за счастье снабдить свою игру хоть какими-то сопроводительными визуальными эффектами (это было для них в диковинку), то по мере «взросления» сама собой возникала необходимость чем-то удивлять публику.
Да и у самих исполнителей со временем появляется желание как-то раздвинуть рамки жанра. Ну в самом деле, что это такое: банально стоять на сцене, где на заднем фоне просто выбит логотип твоей группы? А при современном развитии средств коммуникаций, сетевых технологий и прочего — это даже неинтересно.
Особенно это имеет значение, если речь идет о больших концертных залах — на таких мероприятиях вполне могут быть и случайные посетители. А им одной только музыки недостаточно, им необходима дополнительная эмоционально-визуальная «подпитка». Вот и пытаешься удивить: мол, не только послушайте, но и посмотрите, как у нас все круто!
— Многие «тяжелые» команды со временем пытаются переосмысливать собственное творчество: скажем, записывать свои хард-рок-боевики в камерном, акустическом варианте. Такими альбомами среди прочих отметились Uriah Heep, Helloween, Scorpions, Bon Jovi. Не возникало ли у «Арии» идеи сделать нечто подобное?
— Конечно, такая мысль у нас была. Причем подумывали сделать не просто камерную программу, а, возможно, даже привлечь других музыкантов — струнный квартет, например. Идея эта «бороздит» наши умы уже лет десять точно, но постоянно что-то отвлекает.
Катастрофически не хватает времени. А такой проект потребует серьезных временных затрат, поскольку, если мы когда-нибудь на него решимся, это будет не просто серия «тяжелых» хитов, исполненных в акустическом варианте, а радикальное их переосмысление, с новыми, продуманными аранжировками. Надеюсь, в будущем нечто подобное осуществим.
— В октябре вам исполнилось 65 лет…
— Не просто в октябре, а 9-го числа, то есть в один день с Джоном Ленноном. Я узнал об этом в школе и весьма гордился данным совпадением (улыбается)…
— Пусть хард-энд-хеви-музыкант в почтенном возрасте — давно уже не новость в мире рока, все же дата значительная. Она что-то значит для вас?
— Раньше в мире популярной музыки бытовало мнение, что если тебе исполнилось тридцать — тридцать пять, то все, карьеру пора заканчивать. А сейчас отношение к рок-музыкантам в классическом понимании этого термина совсем иное: если ты патлатый дядька не первой молодости, да еще и с гитарой — то ты просто бронтозавр. Причем звучит это весьма уважительно.
Не могу сказать, что ощущаю себя на свой возраст. Наверное, прежде всего благодаря тому, чем занимаюсь. Ведь музыка для нас давно уже не просто работа, а именно образ жизни. После того как посидишь месяц дома, снова неудержимо тянет в дорогу, на гастроли, причем необязательно даже жить в шикарных отелях, главное — постоянное ощущение движения, новизны, свежих впечатлений от встреч с людьми, от посещения новых городов и так далее. Да, мы не молодеем, но интерес к жизни нисколько не угасает.
— А новыми музыкальными впечатлениями подпитываетесь? Каких-то откровений от рок-н-ролла ждете?
— Как правило, случается так: где-то у кого-то я услышал новую группу, даже заинтересовался, но так, чтобы я стал ее преданным фанатом — нет. Я до сих пор предпочитаю слушать ту музыку, которой жадно внимал еще будучи молодым: от The Beatles до heavy metal.
Вот, например, возьмем один из самых любимых не только мною лично, но и всеми участниками группы «Ария» коллектив — Iron Maiden. Не могу сказать, что ночами не сплю в ожидании их нового альбома, однако как только он появляется, стараюсь услышать его одним из первых. Но не столько в стремлении засвидетельствовать некое музыкальное откровение, напротив — в надежде услышать те интонации, мелодии, гармонические ходы, риффы, которые мне были дороги еще в юности.
Если бы Iron Maiden вдруг решили заиграть какой-то супернавороченный прогрессив, вряд ли бы мне это понравилось. Я уважаю их за верность и преданность однажды удачно найденному стилю и за неустанные попытки обогащать его новыми красками. Так что в плане новых музыкальных впечатлений я в целом весьма консервативен. Отсюда и мое немного сдержанное отношение к некоторым новым именам: уважаю, но в «завтра» их, как правило, не беру. Да и вообще едва ли реально сегодня появление рок-альбома, от которого меня разорвало бы на части.
Что же до новых свершений в роке… Мне кажется, этот жанр уже по большому счету состоялся. Это не хорошо и не плохо — просто данность. Думаю, в ближайшем будущем классический рок, закрыв свою последнюю страницу, займет достойное место в пантеоне других состоявшихся музыкальных направлений — таких как джаз, например.
— Истории многих рок-коллективов, просуществовавших несколько десятилетий, можно разделить на этапы. Прежде всего они связаны со сменой вокалистов. Например, в Uriah Heep были эры Дэвида Байрона, Джона Лоутона и Берни Шоу, в AC/DC — Бона Скотта и Брайана Джонсона, в Van Halen — Дэвида Ли Рота и Сэмми Хагара. Список можно продолжать долго. В «Арии» тоже четко обозначаются три периода: Валерия Кипелова, Артура Беркута и Михаила Житнякова. Чем памятен и ценен каждый из этих вокальных «водоразделов» для истории вашей группы?
— Несмотря на то что упомянутые вами певцы «Арии» исполняли на концертах в основном одни и те же песни, каждый из них уникален по-своему. Притом что стилистика нашей группы особых изменений не претерпевала, все наши вокалисты — разные. Валерий, Артур и Михаил вносили в общую «палитру» звучания нашего ансамбля свое прочтение, свое видение материала.
И хотя музыку в «Арии» пишут в основном не вокалисты (так исторически сложилось), а жанр, в котором мы работаем, по сути, повторюсь, узнаваем, все же альбомы, записанные в периоды, когда у микрофонной стойки находился тот или иной певец, заметно отличаются друг от друга. И в этом несомненная заслуга вокалистов, их индивидуальностей и личной харизмы. Возможно, сочиняя композиции, мы где-то на подсознательном уровне на певцов и ориентировались, сейчас это довольно сложно проанализировать.
— Сказалось ли на вашей концертной деятельности то обстоятельство, что выезжать на гастроли за рубеж в последнее время стало весьма проблематично?
— Не сказал бы. Дело в том, что мы и прежде выезжали за границу довольно редко. Хотя за пару лет до пандемии выступали на каких-то европейских фестивалях, не самых крупных. Да и то делали это скорее «для разминки» — себя показать. Впрочем, было приятно видеть среди зрителей тех, кто не просто делал круглые глаза, дескать: «Глядите-ка, русские, да еще и на гитарах играют!» — а реально знакомых с нашим творчеством людей.
В целом же, если концерты «там» у нас и случались, то это были не напряженные гастрольные чёсы, а, скорее, расслабленные туристические поездки. Поэтому нынешняя ситуация, связанная с бойкотом всего русского на Западе, на нас не сильно сказалась.
— У музыки хард-энд-хеви есть свои негласные традиции. Одна из них заключается в особой эстетике: считается, что классические «металлисты» обязательно должны петь о чем-то героическом, мистическом, фэнтезийном и мифическом. Крайне редко бывает, чтобы «тяжелые» коллективы в своей лирике уделяли пристальное внимание чему-то более актуальному и злободневному. Почему так получилось?
— Да, это в известной степени неписаные законы жанра. Но я понимаю, о чем вы. Корифея хард-энд-хеви-вокала, Ронни Джеймса Дио, например, частенько упрекали в излишней сосредоточенности на драконах, замках, эльфах, волшебниках и всем в этом духе.
Но, знаете, мне кажется, никаких четких правил здесь нет и быть не должно. Можно в любом стиле сочинять на какую угодно тему. Точка зрения, согласно которой для того, чтобы оценить происходящее, должно пройти какое-то время, на мой взгляд, неверна. Петь можно и о мифических персонажах, и о реальных героях — главное, чтобы это было сделано талантливо и с душой.
Я, кстати, в прошлом году выпустил сольный альбом «Бал-Маскарад», где, как мне кажется, постарался уйти немного в сторону от всего того, о чем мы поем в «Арии». На диске есть несколько песен, лишенных героического пафоса, напротив — посвященных простым человеческим взаимоотношениям.
— Есть старая песенка — Mr. Bass Man. В ней звучат такие строчки: Mr. Bass Man, you’re the hidden king of rock’n’roll («Мистер басист, ты — тайный король рок-н-ролла»). Будучи «работником баса», разделяете ли вы данную точку зрения? И если бы вас назвали русским Стивом Харрисом, вы бы восприняли это как комплимент? Ведь между вами действительно много общего: оба играете на басу, оба являетесь главными композиторами в своих коллективах, оба неплохо поете (Стив Харрис — основатель группы Iron Maiden. — «Культура»)…
— Лет тридцать назад я бы точно порадовался такому сравнению. Отреагировал бы примерно так: «Спасибо огромное за столь лестную оценку!» (Смеется.) Однако с годами перестаешь нуждаться в комплиментах, хотя бы потому, что видение окружающего мира пополняется новыми красками…
Что же касается «короля рок-н-ролла» — не знаю… Впрочем, соглашусь, что басист — некое связующее звено в группе. Он, взирая на происходящее как бы со стороны и даже несколько свысока, словно цементирует своими партиями общее звучание ансамбля. Несмотря на то что про бас-гитаристов существует множество ернических анекдотов, этот музыкант занимает в коллективе ключевую роль. И даже ведущую, как бы парадоксально это ни прозвучало: ведь наш брат, в отличие от соло-гитаристов и вокалистов, не рвется на передний план, но, возможно, именно поэтому лучше других понимает, что к чему.
— В нашем разговоре вы вскользь упомянули про логотип группы. А ведь применительно к «Арии» вопрос важный, поскольку далеко не каждому коллективу удается сохранить узнаваемое лого на протяжении всего времени своего существования. А фирменное написание названия вашей группы присутствует на всех альбомах, за исключением первого. Как появилось это изображение?
— Его автор — художник Юрий Широченков. Когда я в 1987 году пришел в «Арию», Виктор Векштейн, музыкант и продюсер, стоявший у истоков группы, встречался с художниками. И на эту встречу Юрий принес рисунок на большом ватманском листе, где на черном фоне красным цветом и было выведено то, что впоследствии стало логотипом. Изображение сразу настолько всех впечатлило, что его решено было оставить без всяких переделок.
Конечно, многие вокруг тут же начали злопыхать, что, мол, содрали у Iron Maiden, но все дело в том, что этот художник не имел никакого отношения к тяжелой музыке — просто так он визуально представлял себе наше творчество. Были и другие варианты, обращались к знакомым художникам, даже мы, музыканты, пытались что-то изобразить, но, как только увидели «тот самый» вариант, все сомнения отпали.
— Пока еще с сорокалетием поздравлять группу рано, но все же: оглядываясь назад, надеялись ли, когда начинали, что продержитесь столь долго?
— Какое там, и в мыслях не было! Но нам в известном смысле повезло. Потому что все произошло довольно быстро: если кому-то вдруг могло показаться, что мы долго и мучительно шли к признанию, держали себя в руках, дабы только не развалиться, — это было не так. Успех пришел почти сразу: наш альбом 1987 года «Герой асфальта» разошелся громадным тиражом, точная цифра которого до сих пор неизвестна.
Другое дело, что мы никогда не позволяли себе сидеть сложа руки. Даже в самые тяжелые времена, в девяностые, вопроса о том, чтобы распустить группу и заняться чем-то другим, для нас не стояло. Бывало так, что за год удавалось дать от силы с десяток концертов, но мы не унывали, продолжали репетировать, сочинять новые песни. И, слава Богу, наше терпение было вознаграждено: мы до сих пор ездим на гастроли, выпускаем пластинки и остаемся, смею надеяться, актуальными.
Рок-музыкант, композитор, бас-гитарист и бэк-вокалист группы «Ария» Виталий Алексеевич Дубинин родился 9 октября 1958 года в Москве. Играл в школьном ансамбле вначале на барабанах, затем на бас-гитаре. Учился в Московском энергетическом институте, где познакомился с Владимиром Холстининым, вместе они играли в институтском ансамбле «Волшебные сумерки». Окончил Гнесинское училище по классу вокала. В группе «Ария» с 1987 года.
Фотографии: Евгений Стукалин/ТАСС.