30.10.2023
На экраны выходит спортивная ретро-драма Андрея Богатырева «Легенда о самбо». «Культура» пообщалась с режиссером, автором народных хитов «Красный призрак» и «За Палыча!»
— Изначально вы планировали экранизировать биографию легендарного создателя самбо Евгения Ощепкова?
— Не совсем так. Около восьми лет назад Георгий Шенгелия написал сценарий о мастерах, заложивших основы нашей национальной борьбы — Ощепкове, привнесшего в новый спорт приемы джиу-джитсу, Спиридонове, создавшем национальную систему на основе различных единоборств и Харлампиеве, который объединил и дополнил наработки отцов-основателей. В итоге сформировалось боевое искусство с открытым кодом, в которое каждый мастер может привнести что-то свое. Самбо — непрестанно развивающийся, передовой вид единоборств, как говорится — «сила в движении»!
— В чем особенности философии самбо?
— На мой взгляд это вид борьбы вобрал энергетику товарищества и дружбы, и был ориентирован на воспитание сильного ответственного гражданина. Данный подход сложился не вдруг — мы показываем как Спиридонов создает систему, которой должны владеть лишь сотрудники милиции, иначе она может стать орудием зла. Ему возражает Ощепков, видящий в самбо путь развития гармоничной личности. В те годы единоборство еще не обрело оригинальный язык, мастера не успели довести свое мастерство до идеала, но пытались сформировать свой язык.
— Причем, на наших глазах…
— В этом соль. Харлампиев, которого сыграл Антон Вохмин, так и говорит: «Страна у нас новая, и борьба будет новая, мы создаем ее здесь и сейчас!»
— Исполнителей главных ролей подбирали по психотипическим контрастам?
— Да, Ощепков вернулся из Японии просветленным, с готовой философией, Спиридонову же приходится многое в себе перебарывать, а Харлампиев, находящийся между двух миров — делает сложный моральный выбор.
— Рознь между бойцами раздувает персонаж Алексея Шевченкова, эдакий Мефистофель…
— Любое мастерство в злых руках может стать орудием дьявола, но превращаясь в искусство оно очищается, очеловечивается, одухотворяется.
— Вы отбирали актеров по бойцовским качествам?
— Самбо — чрезвычайно распространенный вид единоборств в России, мне легче назвать артистов, которые им ранее не занимались. Сыгравший Ощепкова Вольфганг Черни увлекался боксом и капоэйра, но все равно прошел перед съемками двухмесячный курс подготовки самбо.
— И актрисы?
— Дарья Дроботова профессиональный каскадер, а Екатерина Честина — балерина — так же прошла курсы боевой подготовки.
— А вы?
— В юности занимался боксом и готовился к съемкам по-своему — делал двухсерийный документальный фильм «Путь к победе», в котором рассказал о судьбах Ощепкова, Спиридонова и Харлампиева. Я изучил историю создания самбо и взял интервью у самых ярких спортсменов. Увы, по документам их судьбы проследить сложно, можно лишь осмыслить главные вехи их жизни — в анкетных данных нет сведений о том, как человек любил, ненавидел, чем жил… Надеюсь, эта работа выйдет на сетевом экране к дню премьеры «Легенды о самбо».
— Как сформировался ее конструктивистский ландшафт?
— С оператором Наташей Кожевниковой мы решили перенести конструктивизм в киноязык и создать комикс в советском стиле. Мы использовали только статичную камеру, опирались в цвете и композиции на работы Родченко, Татлина, братьев Весниных…Надо сказать, что искусство 20-х и 30-х годов — самая передовая и прогрессивная в мире.
— Снимали в основном на декорациях?
— Отнюдь, лишь десять процентов материала снята в декорациях. Основной площадкой стали Люберцы — Горный институт, типография, а также зал Крыльев Советов, цирк, пространства Центра спорта и образования Самбо-70, мельниковский «Дом культуры Русакова», где ныне размещается Театр Виктюка.
— Что было самым сложным?
— Намучились с «лысиной» Вольфганга Черни — клеили по три часа и каждую секунду пока он кувыркался и дрался она отклеивалась. Черни хотел выбрить голову, но тогда пришлось бы перенести съемки: он параллельно работал у Николая Лебедева на картине «Нюрнберг». А нам было важно соблюсти правду жизни, ведь Ощепков был лысый. И сценарий был довольно непростой, насыщенный сюжетными линиями и персонажами. Когда снимаешь контактный бой с ударами, скажем, в лицо или живот, их можно акцентировать и простроить взаимодействие соперников. Возня на ковре с хватанием за одежду сложно укладывается в выстроенную модель классического кинопоединка, многое здесь трудноуловимо, почти невидимо. Мы потратили большое количество времени на разработку партитуры схваток с консультантом и тренером Александром Давыдовым, стараясь сделать их более зрелищными. В итоге уложились в 24 съемочных дня.
— Много дублей тратили на поединки?
— По-разному, в зависимости от подготовленности актеров, — от одного до пятнадцати и, к счастью, исполнители главных ролей многое предлагали сами и могли это быстро исполнить.
— Чем вас обогатил опыт съемок?
— В ремесленном смысле «Легенда» позволила наделать некоторое количество ошибок и научила их избегать, а в духовном — это как любой фильм — целая жизнь, новая ступень в развитии.
— Какие спортивные ленты оказали на вас влияние?
— Я отношусь к такого рода кино немного скептически, но с детства люблю бойцовское кино — все детство смотрел на VHS кассетах «Самоволку», «Кикбоксера», «Кровавый спорт»… Несколько картин с Брюсом Ли считаю абсолютно гениальными — например, «Путь дракона». Сюжет с рестораном вторичен, но финальное сражение — несет мощный посыл. Герой Брюса Ли бьётся с Чаком Норрисом и, когда тот почти проигрывает, Брюс предлагает принять свое поражение, но Чак отказывается, делает финальный выпад и герою Брюса приходиться его убить, но он не испытывает радости, а только скорбь — складывает кимоно, пояс врага, воздает ему последние почести. Уважение к сопернику, его жизни и пути делает человека человеком и воина воином.
— В этом смысле самбо, в самом деле, уникально — в нем нельзя все проиграть, но можно научиться преодолевать поражения.
— И в жизни точно так же — каждое поражение может поднять на новый духовный уровень. Самбо учит уважению к сопернику, это одна из самых важных вещей. И моим героям, и нам, сегодняшним, остро не хватает уважения к оппонентам. Мир все больше ожесточается, все занимают крайние позиции, забывая, что все мы — просто люди. Относись к другому так, как хочешь чтобы относились к тебе.
— Коснемся вашей последней звонкой премьеры. Удовлетворены ли вы успехом народной комедии, «За Палыча!»?
— С прокатом все получилось, а с фильмом — не очень. К сожалению, продюсеры второго канала влезли в творческий процесс, перемонтировали фильм, сократив на семь минут, поменяв почти всю музыку, убив атмосферу и лишив многих героев объёма. Невероятно грустно, когда теряешь контроль над своей картиной и видишь, как она становиться хуже.
— Поэтому вы не пришли на премьеру?
— Я представляю только те картины, за которые отвечаю.
— Над чем работаете?
— На студии Лендок снял истерн «Золото Умальты» с Александром Самойленко, Софьей Эрнст, Артемом Ткаченко, Вольфгангом Черни и моим любимым Алексеем Шевченковым. Под Новый год планируем выпустить семейную комедию «Баба Мороз». Завершили монтаж документального фильма «Дом в моей голове» с Владимиром Шахриным и готовимся запуститься с продолжением «Красного призрака». Надеюсь, стартуем этой зимой.
— В течении пары лет на экраны выходит шесть картин Андрея Богатырева… Как умудряетесь все успевать?
— Я долгое время не работал, а после успеха «Красного призрака» стало поступать много предложений. Для меня это огромное счастье, обожаю снимать кино!
«Легенда о самбо». Россия, 2022
Режиссер Андрей Богатырев
В ролях: Дмитрий Павленко, Вольфганг Черни, Антон Вохмин, Алексей Шевченков, Ольга Сташкевич, Екатерина Честина, Георгий Парадзе, Александр Давыдов, Павел Абраменков, Владимир Ячменев, Вячеслав Шихалеев, Денис Кузнецов, Евгений Карельских, Владимир Гостюхин
12+
В кинотеатрах с 16 ноября
На фотографиях: кадр из фильма; (на анонсе) постер фильма