26.10.2023
Материал опубликован в №10 печатной версии газеты «Культура» от 26 октября 2023 года
Что смотреть в последний осенний месяц — выбор «Культуры»
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей. До 29 января
2. «АЛЕКСАНДР ПОНОМАРЕВ. «Я БЕЗУМЕН ТОЛЬКО В НОРД-НОРД-ВЕСТ»
Художнику Александру Пономареву привычнее представлять свои арт-объекты в арктических льдах: бывший моряк навсегда остался очарован вольной стихией и с неохотой замыкается в пространстве галерей — он даже учредил настоящую Арктическую биеннале. Впрочем, официальным арт-сообществом Пономарев тоже обласкан: его подводная лодка всплывала из Гранд-канала во время проведения 53-й Венецианской биеннале, а также из фонтана сада Тюильри напротив Лувра; его работы можно было увидеть на фасаде Пушкинского музея и во дворе Музея Москвы. Теперь Пономарев показывает выставку в Третьяковской галерее, но и сюда, в чинные музейные залы, он привнес долю романтики и безумия. Центральный экспонат — огромный стеклянный корабль: метафора человеческого пути, хрупкого и прекрасного. Можно трактовать его и как спасительный ковчег или как лодку, перевозящую усталого путника через Стикс. На отдельном стенде — модели пономаревских инсталляций, а также фотографии, запечатлевшие эти инсталляции в действии. Например, проект «Голос в пустыне» (2014), созданный после поразительной истории — аварии пассажирского лайнера «Коста Конкордия» у берегов Италии, когда капитан одним из первых сбежал на берег, бросив судно и пассажиров. Художник поехал на остров, где в воде на боку лежала затонувшая «Конкордия», нанял моторную лодку и, плавая вокруг, призывал капитана вернуться на судно. А позже во время биеннале в Марокко построил в Сахаре клон «Коста Конкордии» — лежащий на песчаной горе. Над ее склоном летали вертолеты с гидропушками, и потоки воздуха и воды уносили песок, открывая надпись «Вернись на борт». Тем самым художник хотел напомнить лидерам об ответственности за вверенные им судьбы.
Москва, Государственный исторический музей. До 12 февраля
4. «СЕРГЕЙ КАЗАКОВ-ПОДКИН. АРТЕРИИ ГОРОДА»
Столичный зритель может помнить пермского художника Сергея Казакова-Подкина по коллективному проекту Terra Cognita в галерее Artstory. Автомобили, несущиеся по замерзшему зимнему автобану, — простой и эффектный сюжет, однако он вызывал щемящее и в то же время тревожное чувство. Теперь же появился шанс поближе познакомиться с творчеством художника. Галерея Artstory согласно своей давней традиции — открывать новые имена — представила «персоналку» Казакова-Подкина: около 80 работ, причем 14 созданы специально для выставки. На картинах показан мрачноватый, индустриальный, брутальный город: с промзонами и фабричными зданиями, мостами и бесконечными шоссе. Урбанистические пейзажи окутаны некой дымкой, и непонятно, то ли это смог, то ли морозный туман. Можно предположить, что художник изображает родную Пермь, однако образ здесь скорее собирательный и вмещает в себя разные впечатления, преломленные в сознании автора. Ну а зритель, в свою очередь, может поразмышлять об одиночестве человека в мегаполисе, а также о том, что эти каменные джунгли созданы его, человека, руками.
Санкт-Петербург, ЦВЗ «Манеж». До 3 декабря
6. «ОТ ИКОНЫ К АВАНГАРДУ. К 100-ЛЕТИЮ ПЕРМСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ И 300-ЛЕТИЮ ГОРОДА ПЕРМЬ»
Показ экспонатов Пермской художественной галереи в Москве приурочен сразу к нескольким громким датам: 300-летию самой Перми, которое отмечается в нынешнем году, и столетию галереи, отпразднованному в 2022-м. Еще одна важная веха — закрытие галереи (оно случится уже в начале декабря) и переезд в новое здание в пермском кластере «Завод Шпагина»: музейщики надеются, что оно произойдет в следующем году. Так что зрителям, давно мечтавшим посмотреть на знаменитых «Пермских богов», стоит поспешить. Впрочем, в Третьяковке можно увидеть не только эти удивительные деревянные скульптуры, но и памятники иконописи и, конечно, работы художников авангарда: Аристарха Лентулова, Давида Бурлюка, Василия Каменского. Однако этими авторами коллекция не исчерпывается: у Пермской художественной галереи богатые и разнообразные фонды — более 55 тысяч экспонатов, в числе которых есть и древнеегипетское искусство, и памятники античности, и западноевропейские полотна XV–XIX веков. В Москву привезли около 80 работ, причем это интересные и неочевидные вещи, которые не показывали в постоянной экспозиции галереи.
Санкт-Петербург, Государственный Русский музей. До 29 января
8. «ПУТЬ МАЛЕВИЧА»
Проект, посвященный жизненному пути Малевича, представляет собой прообраз выставки под открытым небом. Растянувшаяся на 15 километров, она могла бы соединить географические точки, связанные биографией легендарного супрематиста. Речь, конечно, об окраинах Москвы и о ближнем Подмосковье: например, в Кунцево Малевич снимал разные дома на протяжении 16 лет, вплоть до 1922–1923 года, а его соседом был Маяковский. Есть дом в деревне Немчиновка, где жили родители жены художника Софьи Рафалович, — сама постройка сохранилась, но, к сожалению, переделана до неузнаваемости. Авторы выставки не только предлагают маршрут прогулки по местам, связанным с жизнью Малевича, но и показывают, как работы современных художников могли бы вписаться в локации и контекст. В проекте участвуют Марина Звягинцева, Алла Урбан, Леонид Тишков, Сергей Куприянов, Михаил Рошняк и другие авторы; художник Игорь Новиков подготовил спецпроект «Метафизика деревни». Выставка ставит сразу несколько вопросов: почему у великого супрематиста до сих пор нет своего музея? Почему закрыты проходы к немногим мемориальным местам? Так, по воле судьбы могила Малевича была утеряна, и ее месторасположение обнаружили только несколько лет назад, однако на ее месте находится жилой комплекс. Получится ли музей под открытым небом и будет ли должным образом увековечена память самого Малевича — вопросы, на которые пока нет ответа.
Москва, Московский музей современного искусства. До 19 ноября
«Дорожное кино» предлагает путешествие по творчеству Чемакина: можно проследить, как менялись техники и медиа, как от графики он перешел к объектам и инсталляциям. Но, конечно, выставка шире отдельной биографии: сам художник называет проект «романтической прогулкой во времени». Экспозиция рассказывает и о смене ценностей: деревянные микроволновки напоминают о том, что еще недавно эти бытовые приборы были почти предметом культа, а теперь от них отказываются адепты ЗОЖ. Так на наших глазах новая культура вытесняет старую. Ну а сам художник — если вернуться к его путешествию, — вкусив шумной столичной жизни, удалился в деревню Антропшино Ленинградской области. Промежуточная ли это точка маршрута? Время покажет.
Владикавказ, Национальный музей Республики Северная Осетия — Алания. С 7 по 30 ноября
Фотографии предоставлены пресс-службой Государственной Третьяковской галереи; (на анонсе) А. Пономарев. «Уроборос». 2021.