23.10.2023
Выставка «Школа-студия МХАТ — 80. Семейный альбом» продолжается в Новом Манеже. Она посвящена одной из ведущих театральных школ мира — наследнице принципов Художественного театра и системы Станиславского.
Три родственные институции, прописанные в Камергерском переулке, в конце октября отмечают юбилеи: Московскому Художественному театру исполняется 125 лет, Музею МХАТ — 100 лет, Школа-студия МХАТ празднует 80-летие.
Выставка — счастливая возможность сопоставить историю и сегодняшний день Школы-студии МХАТ. «Предлагаемые обстоятельства» пространства — старинный сад. Этот центральный образ окутан массой ассоциаций: сады Семирамиды и Эдем, охраняемый херувимами; из фольклора — «сад с молодильными яблоками, а в нем колодец с живою водою»; «Вишневый сад» и признание чеховской героини: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!..». Главную мысль экспозиции точнее всего передает библейская символика: «Напоенный водою сад Господень произращает посеянное в нем».
Внутренними сюжетами выставки, избежавшей назидательного посыла, становятся единый «генетический код» разных мхатовских поколений и рифма времен. Авторы художественной концепции Ольга Неволина, Артемий Харлашко и Илья Бочарниковс, несомненно, думали о приусадебном саде в Любимовке — родовом имении купцов Алексеевых, чей наследник Костя (в будущем Константин Сергеевич Станиславский) «заболел» театром еще в юные годы.
Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, оба — молодые, горячие и упрямые мечтатели, впервые встретились в ресторане «Славянский базар», чтобы обсудить свое будущее детище — новый театр. Ночи не хватило, на рассвете отправились в подмосковную Любимовку, где продолжали фонтанировать идеями задуманного предприятия. Созданный театр стал не просто популярным, он оказался великим открытием, перевернувшим художественный мир. Как писал легендарный мхатовский завлит Павел Марков: «… в октябре 1898 года увидела свет театральная система XX века. Режиссер из технического, легко заменяемого служащего, превратился в главное действующее лицо, стал созидателем и автором спектакля». Отцы-основатели окружали театр молодежными студиями, считая: «надо все время обновляться, чтобы оставаться живыми», и мечтали о своей школе.
Она появилась гораздо позднее, когда Станиславский уже ушел из жизни. В разгар Великой Отечественной войны, в 1943-м, Немирович-Данченко пишет письмо Сталину, доказывая, что без создания Школы-студии при театре невозможно развитие Художественного. Инициатива была поддержана, но сам Владимир Иванович уже стоял на пороге вечности, понимал это — торопился, но Школа, им инициированная, открылась после его смерти.
Экспозиция, собранная бережно, с каким-то очень личным чувством, отражает творческий путь школы и день сегодняшний, без преклонения перед строгой хронологией. Артефакты и документы эпохи легко вызывают в памяти известные события. Великие мастера, стоявшие у истоков Школы-студии, вглядываются в «племя младое, незнакомое» с фотографий на стволах мощных деревьев дубовой аллеи. Она — символ поколения старейшин. Эскизы и макеты декораций, аудиозаписи воспоминаний и фотографии, архивные видео спектаклей, книги, костюмы и чудеса современных технологий.
Родословное древо мхатовской семьи — нераспавшейся, благородной, многочисленной с наследниками и новыми побегами — впечатляет. Великие старики: Качалов, Москвин, Книппер-Чехова; педагоги Пилявская и Тарасова; знаменитые студийцы; Гремиславский и Шверубович, стоявшие у истоков постановочного факультета; первые выпускники Школы-студии: Вербицкий, Монюков, Баратов, Ханаева; рождение «Современника», актеры ефремовского призыва, брусникинцы и «Практика» etc. Всех действительно не перечислить. Тропинкой бегут вдоль выставочного пространства стенды с портретами, рядом — динамик-наушник — бери и слушай короткометражный фильм о герое с фрагментами спектаклей и записью воспоминаний. Об Олеге Шейнтисе рассказывают Александр Абдулов, Олег Табаков, Александр Ширвиндт; Константин Райкин вспоминает о своем уникальном педагоге Алле Покровской; о недавно ушедшем Станиславе Бенедиктове говорит режиссер Алексей Бородин.
Посетителей встречают Станиславский, Немирович-Данченко, Антон Павлович Чехов, а из-за угла лукаво улыбается любимый всей страной Олег Павлович Табаков — ректор Школы-студии с середины 80-х по миллениум. Скульптурные фигуры в полный рост создали на отделении сценического костюма Школы-студии из крафтовой неотбеленной бумаги — материала сложного и своенравного. Рядом — солидных размеров фасад Школы-студии, где в окнах, сменяя друг друга, появляются фотографии выпускников всех факультетов разных лет — лица веселые и задумчивые, мечтательные и меланхолические, в ролях и в жизни. Портреты великих актеров и в центральной по расположению черной комнате — в темном и бездонном, как космос, пространстве спиралью раскручиваются и уходят в бесконечность.
Еще одна локация — точная копия крыльца дома в Любимовке. Шагнув за порог, зрители попадают в сени, где их приветствует интерактивный Константин Сергеевич: искусственный интеллект доработал и оживил известный фотопортрет режиссера, свято верившего в преображающую силу искусства и тайны творчества, о чем и напоминает нам, потомкам. Попрощавшись с бескомпромиссным реформатором, попадаем в кабинет ректора Школы-студии. Точная, хоть и уменьшенная, копия пространства со столами, креслами, стульями, напольными часами, подающими голос каждые полчаса, — вся мебель из кабинета нынешнего руководителя Игоря Золотовицкого, чье рабочее место на время выставки явно опустело. Новейшие технологии позволяют каждому посетителю не только услышать голоса и рассуждения ректоров, но и сфотографироваться в компании с одним из них: Василием Сахновским, Вениамином Радомысленским, Николаем Алексеевым, Олегом Табаковым, Анатолием Смелянским, Игорем Золотовицким — или с самим основателем Владимиром Немировичем-Данченко. Памятный оттиск можно скачать на свой телефон.
В «многоуважаемый шкаф» вмонтированы мониторы, где одновременно транслируются видеозаписи занятий по актерскому мастерству — над этюдами и отрывками работают нынешние студенты. Удивляться не стоит — ректор постоянно держит руку на пульсе и следит за тем, что происходит в аудиториях. Результаты репетиций можно внимательно рассмотреть в зоне «Гримерка» — три столика, вместо зеркал — телевизоры, по которым без перерывов показывают отрывки из дипломных спектаклей курсов Виктора Рыжакова, Евгения Писарева, Марины Брусникиной и Сергея Щедрина, Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова.
«Сад художников» представляет работы выпускников факультета сценографии и театральных технологий. Эскизы, рисунки, костюмы, макеты декораций — усиливают эффект ностальгии по виденным спектаклям. «Чайка» Марка Захарова — Олега Шентиса, «Заговор чувств» и «Бег» Сергея Женовача — Александра Боровского, «Петр I» Владимира Драгунова — Марии Утробиной. Самый молодой факультет — продюсерский — «преподнес» свою зону как «Управление имением» — получился рациональный и энергичный лопахинский мир, наполненный ясными аллюзиями. Грифельная доска напоминает об аудитории — только-только завершилась лекция, стайка студентов вылетела из класса, а на доске осталась графическая информация о формировании Фонда целевого капитала — принципы эндаумента сегодня будоражат театральные головы. Длинный стол, кресло во главе стола — кабинет руководителя, где проводятся переговоры и заключаются контракты. Третья сфера факультета — научная деятельность: полка с книгами — работами педагогов и выпускников, лампа с зеленым абажуром как отсылки к читальному залу. Под стеклянной столешницей — артефакты, связанные с проектами лучших выпускников-практиков, и театрами, в которых они служат.
Уникальную и познавательную экспозицию сопровождают программы-спутники: в зоне «Лекторий» установлен временный амфитеатр, где в дни выставки ежедневно проходят лекции, мастер-классы, кинопоказы, круглые столы, конференции на темы актуальные и современные, а в уютном зале Нового Манежа — цикл творческих диалогов со знаменитыми выпускниками мхатовской Школы. Спешите – «под занавес» запланированы встречи со Светланой Крючковой, Игорем Золотовицким, Игорем Верником, Александром Матросовым, Сергеем Щедриным.
Эта любопытная выставка продлится до 28 октября в Новом Манеже, адрес: Георгиевский переулок, 3/3. Экспозиция открыта с 12.00 до 20.00.
Фотографии: Наталья Кравцова / предоставлены пресс-службой Школы-студии МХАТ.