К юбилею великого драматурга А. Н. Островского Музей МХАТ (Москва) и Всероссийский историко-этнографический музей (Торжок) при поддержке Минкультуры России реализуют совместный выставочный проект «А.Н. Островский. Театр жизни», который состоялся весной-летом в Торже, а с середины октября откроется для зрителей в Москве.
В основе выставки заложены два сюжета, два путешествия: в 1856 году Островский по предложению Морского министерства отправляется в путешествие по Волге от Твери до Нижнего Новгорода с целью изучения жизни и быта приволжских сел и городов и составления очерка для выпускаемого министерством «Морского сборника». А в 1900 году МХТ готовит к премьере «Снегурочку» Островского, художник спектакля В. А. Симов отправляется в экспедицию на русский Север в поисках материалов для сценографического решения спектакля. Результатами этих творческих экспедиций стали художественные произведения.
А. Н. Островский под впечатлениями, полученными от путешествия, задумал ряд пьес с обобщающим названием «Ночи на Волге». Об этом он писал Н. А. Некрасову 25 сентября 1857 года. Из задуманного цикла Островским созданы «Гроза» и «Воевода» («Сон на Волге»).
В свою очередь, В. А. Симов создает разработанную и технологически сложную сценографию спектакля «Снегурочка». Художественное решение эффектно воспроизводит на сцене природный ландшафт, используются подлинные костюмы, предметы быта, реквизит.
Выставка откроется 13 октября в Доме-музее К.С. Станиславского и будет представлена в четырех залах.
Театральная тема на выставке раскрыта благодаря представленным уникальным объектам к спектаклям по А.Н. Островскому из фондов Музея МХАТ: эскизы костюмов и декораций, макеты, костюмы из спектакля 1900 года, записные книжки с набросками и заметками Симова, режиссерские экспликации с подробным описанием материального мира спектакля «Снегурочка».
В построении выставки реализован принцип путевых заметок А.Н. Островского – от панорамы к вглядыванию в детали. В основу художественного исполнения заложены три основных идеи.
Первая идея связана с путешествием как художественно — исследовательской практикой. Художник отправляется в путь, чтобы найти уникальную фактуру, истинное содержание для своего произведения. В акте трансгрессии и встречи с подлинным рождается искусство. Но не только художник совершает путешествие.
Вторая вдохновляющая идея – движение объектов. Объекты, социальные практики и ритуалы покидают родной контекст, чтобы стать частью новой художественной реальности. Происходят метаморфозы. Путешествие оказывается превращением.
Третьей важной идеей стала мысль о картах и территориях. Как Вологодская и Архангельская области становятся Царством Берендея в сознании художника? А город Торжок на берегу Тверцы превращается в город Калинов, где разворачивается действие «Грозы»? Интересно подробнее рассмотреть сопоставления и соприкосновения географии реальной и географии воображаемой.
В экспозиционном решении присутствует стремление передать живую фактуру путешествия и поиска. Художники руководствовались несколькими разработанными принципами: обращение к подлинным документам и аутентичным форматам, сочетание театрально-условного и подлинного, использование природных материалов, сочетание «строгих» классических способов экспонирования с насыщенными аудиовизуальными инсталляциями. Драматургия выставки предлагает посетителю пройти вместе с Островским и Симовым маршрут от реальности к вымыслу и обратно. Используя технику коллажа, и создавая из объектов своеобразные выгородки — ансамбли, создатели выставки обращают внимание на связи, аналогии и рифмы, возникающие между документальной реальностью и воображением художника.
Выставку «Театр жизни: А. Н. Островский» будет сопровождать культурно-образовательная программа: тематические и кураторские экскурсии, а также спектакль «Островский. Всегда», который состоится 22 октября.
Аккредитация СМИ: Баженова Мария, m.b.bazhenova@museummhat.ru, +7926-585-3976.