09.10.2023
С 27 сентября по 1 октября в Саранске состоялся Второй всероссийский молодежный фестиваль-форум «Худсовет», представивший 12 спектаклей из 8 городов, эскизы Творческой резиденции фестиваля, читки пьес участников его драматургической лаборатории, мастер-классы и лекции.
Два полюса фестиваля
Саранск– город театральный. Но темы и эстетика спектаклей, включенных в программу фестиваля «Худсовет», появившегося в прошлом году, заметно отличаются от привычного саранским зрителям репертуара. Его организаторы – министр культуры Республики Мордовии Светлана Баулина, художественный руководитель фестиваля, председатель отделения СТД Андрей Анисимов и исполнительный директор Николай Сидоров знакомят зрителей с разными направлениями современного театра. «Спектакли фестиваля поставлены для молодых, молодыми режиссерами и должны вскрывать проблематику, волнующую сейчас подростков и молодежь», – говорит Андрей Анисимов. Организаторы учли, что в традиционном театре тоже ставят спектакли о любви, стремлении воплотить мечты, взаимоотношениях учеников и учителей, детей и родителей и других актуальных темах. Поэтому программа «Худсовета» как бы разошлась на два полюса. В нее вошли и традиционные постановки государственных театров с психологически точными характерами героев и стройными актерскими ансамблями, и экспериментальные работы независимых театров, занятых поиском нового театрального языка, способов существования актеров на сцене и их взаимодействия со зрителями.
Постановки для молодежи, считает Андрей Анисимов, должны сразу «цеплять» зрителя и быть нескучными. «Любители традиционного театра спокойно смотрят неспешный, неторопливо развивающийся спектакль. Молодежь воспринимает все по-другому. Если в первые 10-15 минут их не зацепили, или они заскучали в первом акте, то в антракте уходят».
В необычном пространстве
Два спектакля – «Квадрат» («Плохой театр», Санкт-Петербург, режиссер Дмитрий Крестьянкин) и «Человек в закрытой комнате» (Арт-группа «Другое место», Ульяновск, режиссер Александр Лебедев) показали в зале отеля «Рэдисон», где зрители чувствовали себя гораздо свободнее. В «Квадрате», основанном на документальном материале (одноклассники Дмитрия Крестьянкина, в 90-х подростки, вспоминают, как тогда жили) зрители, сидят по четырем сторонам площадки, расчерченной для игры в квадрат, а пятеро актеров рассказывают об игровой приставке «Дэнди» и Чечне, наркоманах, первой любви и драках, если танцевал на дискотеке «с той, с которой танцевать нельзя». После каждого эпизода звучат «Во дворе» Тимы Белорусских, «Тополиный пух» группы «Иванушки International», «Ночь» Андрея Губина и так далее, и зрители выходят танцевать, окончательно стирая границу между залом и актерами. Дмитрий Крестьянкин работал в жюри фестиваля, поэтому «Квадрат» не наградили, но если бы существовал приз зрительских симпатий, то непременно стал бы лауреатом. «Человек в закрытой комнате» (Арт-группа «Другое место», Ульяновск, режиссер Александр Лебедев) играется на пяти стульях. Пьеса Татьяны Загдай, положенная в основу, – путешествие Жанны (Евгения Тимченко) с телом умершего отца в райцентр на судмедэкспертизу, а потом в крематорий. Ее везет друг детства, гопник с условным сроком (Алексей Бабуркин), а умерший (Данила Мельников) по-прежнему разговаривает. Режиссер Александр Лебедев (приз «Худсовета» за лучшую режиссуру) театрализует эту историю, наполняя ее музыкой, мистикой и подчеркивая абсурд происходящего. Жанна, словно поп-звезда поет романс «Я ехала домой…» в современной аранжировке, умерший «живее всех живых» и вдумчиво исполняет предсмертную арию Ленского. Лишь когда отец уходит в небытие, Жанна понимает, что он был ее единственным близким человеком.
Родителям и детям
Спектакль «Шапку надень» Молодежного народного театра «Игра» из Екатеринбурга, получивший гран-при, основан на документальном материале: подлинных рассказах подростков из неблагополучных семей, о взаимоотношениях с родителями. Текст писали, выкладывая в общий чат звукозапись «больных» историй в чат. Подростки на сцене сопротивляются давлению взрослых, обсуждают взаимоотношения родителей после развода, запросто могут высмеять отца, назвав «гориллой», а кто-то вспомнит, как был несправедлив к позвонившему отцу, а разговор оказался последним. Спектакль провоцирует на прямой, откровенный разговор родителей с детьми. Ребята о своих проблемах рассказывают легко, без переживаний, как положено в сторителлинге. Между эпизодами звучит вайбовая музыка, участники спектакля танцуют, заряжая своей энергией.
Моноспектакль «Тварь» их земляков-екатеринбуржцев, Независимого театра «Тут» поднимает тему травли ученика в школе. Другая работа театра – «Горбатая» по пьесе Ярославы Пулинович – моноспектакль о женщине, помогающей непутевым родственникам. Забывая о себе, она воспитывает больного ребенка, берет кредиты, заботится обо всех. Замечательная актриса Марина Гапченко (приз «За лучшую женскую роль») играет эту историю, не погружаясь в ситуацию, а как бы находясь над ней, обнаруживая ее юмор и входя со зрителями в контакт. Она разговаривает с ними, сидя за столом, пару раз открывает рюкзак, высыпая из него камни и снова собирая их. Это и знак ее болезни — горб, и метафора груза, который для нее не в тягость. Верится, что она всех спасет и всем поможет – на таких людях держится земля.
Осмысление мира
Постановки государственных театров тоже поднимают актуальные темы. В «Доме Бернарды Альбы» (Театр драмы им. Н. Орлова, Челябинск) режиссер Дарья Догадова, через трагедию Ф. Гарсиа-Лорки осмысливает проблемы современного социума. Постановка получила сразу две награды: спецприз жюри «За лучший ансамбль» и диплом «Лучшая работа художника» (художник-постановщик Ольга Смагина). «Географ» по мотивам романа А. Иванова «Географ глобус пропил» (Театр для детей и молодежи «Мастерская», Самара, автор инсценировки и режиссер-постановщик – Ирина Кондрашова) выстроен как рассказы о взаимоотношениях учителя Служкина (Андрей Галкин, приз «За лучшую мужскую роль») и его учеников, и параллельно — о жизни самого Служкина, полной ненужных ему связей и событий. Режиссер совмещает прошлое и будущее, реальность и фантастические события. Служкин напоминает Зилова из вампиловской «Утиной охоты», его ученики и ученицы способны на искренние переживания и неожиданные добрый поступки. Руслан Салихов, сыгравший хулигана Градусова, награжден за лучшую мужскую роль второго плана. Главные темы спектакля «Алые паруса» Мордовского национального драматического театра (режиссер Алексей Истомин), получивший «спецприз за воплощение романтического идеала», – жажда люби и стремление воплотить свою мечту, которые близки не только молодежи, но и людям всех возрастов.
И главное, у «Худсовета» с прошлого года появился свой зритель – молодые люди 15-18 лет, редко бывающие в саранских театрах. Они осмысленно идут на спектакли фестиваля, сами, вдвоем или группами. «Одна из наших сверхзадач– воспитывать и выращивать зрителей, – говорит Андрей Анисимов. – Детей водят в Саранский театр актера и куклы, подростку, юноше или девушке нужны совсем другие спектакли и это не всегда то, что смотрят взрослые. Национальный драматический и русский драматический театры стараются восполнять этот пробел, но не хватает времени и средств. Я мечтаю о создании в Саранске на базе Союза театральных деятелей Театра юного зрителя или Молодежного театра».
Фотографии предоставлены организаторами фестиваля "Худсовет".