05.10.2023
В последний теплый осенний день в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына прошла премьера фильма «Борис Любимов. 10 встреч». Документальная кинокартина о театроведе, педагоге, профессоре создана на Киностудии Малого театра, родившейся год назад. Съемки продолжались весь прошедший театральный сезон, и в итоге мест действия оказалось немало: уютный дом главного героя, его кабинет в Щепкинском училище, Библиотека иностранной литературы, выставочный зал Литературного музея, таинственные и прекрасные интерьеры Малого театра, снятые с непривычных ракурсов. Камера, ведомая операторами Алексеем Галкиным, Евгением Павловым, Янушем Адамом, — скользит по ним медленно и спокойно, расставляя точные визуальные акценты.
Режиссер Денис Бродский не пытается передать хронологически точную биографию своего героя. Фильм компонуется из отдельных сюжетов, в каждом меняется картинка и тема, но все они связаны цельностью уникальной личности персонажа съемки — человека внутренне свободного в любом антураже. Отдельные «встречи» складываются в портрет Бориса Николаевича Любимова — заместителя художественного руководителя Малого театра, ректора театрального училища (института) имени М.С. Щепкина, заведующего кафедрой истории театра России ГИТИСа, педагога Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова. Удивительно, но все эти должности не повлияли на характер, отмеченный особым спокойствием, чувством собственного достоинства и неподдельной доброжелательностью — экран об этом свидетельствует.
С Малым театром Борис Николаевич связан более четверти века. Немало творческих репертуарных идей обрели сценическую жизнь благодаря Любимову. Одна из них — постановка пьесы Александра Солженицына «Пир победителей» — в фильме вспоминается. Любимов рассказывает о визите к Юрию Соломину, на который он отправился вместе с режиссером Борисом Морозовым; о том, как прошла премьера и как по ее окончании на сцену вышел счастливый улыбающийся автор пьесы; о своих встречах с Александром Исаевичем, об учрежденной Солженицыным литературной премии (Борис Николаевич неизменно входит в состав жюри этого конкурса). А публика Дома русского зарубежья слушает его внимательно и заинтересованно. Здесь стоит отметить, что в зале присутствовала и Наталия Дмитриевна Солженицына — хранитель наследия великого русского писателя.
Фильм получился неспешным, деликатным, честным. С сердечными воспоминаниями раннего детства, которые с возрастом всплывают все чаще и чаще: о комнате в коммуналке, где прошло первое десятилетие; о летнем счастье на съемной даче; о любящей маме — человеке с закрытым характером; о том, как вошла в его жизнь бабушка, дочь вологодского губернатора. Отдельная тема — отец, знаменитый переводчик мировой литературы, от Сервантеса и Лопе де Вега до Кальдерона и Мольера. Сын не забывает отметить парадокс отцовской судьбы: «Он столько перевел, но ни разу не бывал за границей». Николай Михайлович — знаток литературы и театра — передал детям любовь к Слову, в котором логос и смысл, история и культура. Его влияние было огромным: в первый класс Любимов-младший отправился, уже прочитав «Дни Турбиных» и «Мещанина во дворянстве».
Любимовская речь завораживает. Не пафосом и внешним темпераментом, а концентрацией образов и мыслей. С доверием к слушателю он рассуждает о религии и философии, о свободе, которая для него рифмуется с ответственностью. С обескураживающим откровением говорит о чувстве вины по отношению к ушедшим из жизни родным и друзьям, о той строке молитвы «Отче наш», которую повторяет с чувством особым: «Не введи нас во искушение…». На вопрос: «Красота способна спасти мир?», — отвечает: «Сама по себе, конечно, нет. … Для меня есть только один Спаситель». Вспоминая, как в начале 90-х ему «предложили пойти на работу в Московскую Патриархию с дальнейшим принятием священного сана», объясняет, почему не случилось столь кардинальной перемены в его биографии. С юмором и самоиронией парирует вопрос: «Хотелось бы что-то изменить в своей жизни?» — «Конечно. Хотелось бы быть святым, но не вышло».
Авторам фильма удалось передать безупречный слух героя к сменяющимся эпохам и перекличкам времен — и не только тех, в которых довелось жить. Его театральным учителем был великий педагог, классик отечественного театроведения Павел Александрович Марков, обладавший столь же острым же «чувством истории». Пути наставника и ученика не расходились и после окончания института: «С 1973 по 1980-й, почти полных семь учебных лет, мы работали вместе, рядышком. … Какая-то энергетика исходила от этого уходившего, постепенно умиравшего человека».
Мне повезло — я училась на курсе Маркова-Любимова. Мы ценили своих руководителей, но если Павел Александрович казался нам мудрым старцем, патриархом, то легкий, остроумный Борис Николаевич был своим, родным. Он обращался к нам как к собеседникам, хотя мы далеко не всегда могли соответствовать уровню его беседы. Объем информации, которой он владел, поражала. Человека с такой феноменальной, просто нереальной памятью на даты, цифры, названия, события — мне больше встретить не довелось. Он рассуждал о театре как о деле живом и изменчивом, учил видеть детали и передавать настроения спектакля. Он не был преподавателем-занудой, и строгий театроведческий анализ нередко «приправлял» веселыми случаями из жизни театра. Сегодня, почти пять десятилетий спустя, он остался верен этому принципу – вносить в научный текст живую жизнь: «Надо написать книгу, которую я бы назвал веселый учебник, попытаться в ней соединить аналитику с забавными историями».
Мудрые мысли о человеческой старости, услышанные с экрана, заставили задуматься над системой собственных ценностей. Жаль, что порой мы теряем способность удивляться «божественной природе и людям», перестаем понимать и принимать жизнь, собирающую людей воедино и разводящую их по сторонам, когда периоды бодрой коллективности сменяются грустным одиночеством. По мысли Любимова, так происходит не только у отдельно взятого человека, которому не повезло, — такой она и задумана, наша единственная жизнь. Но даже в почтенном возрасте «есть своя радость, которую надо ценить». Для него такой ценностью и одним из главных наслаждений является общение с семьей: «Важнейшее место в моей жизни занимают дочка и внуки. Они такие подзарядки, к которым меня подключают». В связи с этим Борис Николаевич приводит рассуждение о. Сергия (Булгакова) о «благодати доживания»: «У меня сейчас такое чувство. Понимаю, что доживаю, но какая же это благодать!». А на заданный автором фильма провокационный вопрос о нем самом: «Кто такой Борис Любимов, как вы его себе представляете?» — отвечает: «Веселый радостный благодарный человек. Благодарный Богу и людям. Так хотелось бы». Так и есть на самом деле.
После этого тонкого и глубокого фильма за работами Киностудии Малого театра стоит внимательно следить. Не так давно состоялась премьера интересной документальной картины Дениса Бродского о талантливом сценографе и мастере по костюмам: «Кусочек света художника Марии Утробиной». Совсем скоро появится фильм «Островский. Реальные места вымышленных героев». Сцены из спектаклей в исполнении ведущих артистов «Дома Островского» снимали в Малом театре и на Ярославском вокзале столицы, в беседке на набережной Волги в Кинешме и в костромской усадьбе драматурга «Щелыково». Этому фильму суждено сыграть роль финального аккорда в праздновании 200-летия со дня рождения великого драматурга. Можно надеяться, что для любителей театрального искусства он станет такой же «нечаянной радостью», как и светлый киноочерк о Борисе Любимове.
Фото: предоставлены пресс-службой Малого театра
Источник