02.10.2023
Первой премьерой нового театрального сезона в театре «Урал Опера Балет» стала современная детская опера – «Дюймовочка» Ефрема Подгайца. Федеральный оперный театр (а таких в России всего четыре) на Урале – ранее Свердловский театр оперы и балета имени Луначарского, позже Екатеринбургский оперный, а нынче называемый по-новому, по-модному, брендово «Урал Опера Балет» – всегда славился сильной труппой и крепкими традициями. Именно отсюда начинали свой путь великие советские певцы Иван Козловский и Сергей Лемешев, Ирина Архипова и Борис Штоколов. В позднюю советскую эпоху Свердловский оперный на равных конкурировал со столичными Большим и Кировским театрами – настолько качественны и резонансны во всесоюзном масштабе были его работы. В новом уже веке «Урал Опера Балет» постоянно удивляет раритетными названиями и смелыми сценическими решениями: постановки таких опер, как «Граф Ори» Россини, «Сатьяграха» Гласса, «Пассажирка» Вайнберга, «Три сестры» Этвёша, «Греческие пассионы» Мартину и «Любовь издалека» Саариахо, навсегда войдут в историю российского музыкального театра как неординарные и удачные шаги екатеринбуржцев.
Новая ситуация во взаимоотношениях России и Запада поставила на паузу освоение театром новинок и раритетов европейской и американской музыки. И театр обратил свой взор на «отечественного производителя» – нельзя сказать, что русская опера в Екатеринбурге обижена вниманием, но все же ее в репертуаре меньше, чем зарубежной, а современные авторы представлены только советским классиком Мечиславом Вайнбергом. А еще в сегодняшнем репертуаре до обидного мало детских опер – все потребности «закрывает» уже два десятилетия идущий с успехом «Морозко» уральского композитора Владимира Бочарова: эту несправедливость как раз и решили исправить, существенно пополнив перечень спектаклей для подрастающего поколения.
Выбор пал на опусы известного московского композитора, мастера музыки для детей Ефрема Подгайца. Выбор поистине безупречный – ведь его музыкальный язык одновременно и изыскан, и прост, он смело пользуется самыми изощренными современными композиторскими техниками, но при этом никогда не забывает про красоту мелодии, особенно когда это касается музыки вокальной. У него, безусловно, есть свой оригинальный, неповторимый стиль, узнаваемый и эмпатический, удивительным образом сочетающий сложность, нетривиальность ритмических и гармонических решений с доступностью для практически любого меломанского уха. У Подгайца порядка полутора десятков опер, большинство из которых адресованы детской аудитории: «Урал Опера Балет» задумал обратиться к двум самым известным – на следующий сезон запланирована «Алиса в Зазеркалье», а начать решили с «Дюймовочки».
Всемирно известную сказку великого Андерсена по-своему рассказали для композитора Роксана Сац и Виктор Рябов – именно их либретто легло в основу оперы Подгайца. Мировая премьера прошла в Театре Наталии Сац в 1997-м, где спектакль с успехом идет до сих пор, позже оперу ставили в Краснодаре. Для екатеринбургской сцены композитор сделал существенную редакцию – усилил второй акт и заменил разговорные реплики на речитативы: теперь в «Дюймовочке» только поют. С первых же звуков увертюры слушатели погружаются в мир радости, сказочного волшебства и безграничного позитива – сверкающая оркестровка и упоительная мелодика сразу невероятно воодушевляют. Именно эта светлая музыка вернется в оперу ближе к финалу – она характеризует счастливый полет главной героини на верной Ласточке к своему счастью, прочь от невзгод и огорчений. В одном из интервью композитор говорил: «Эта опера в большей степени рассчитана на детей… В «Дюймовочке» много материала – чисто музыкально – использовано из произведений, написанных для маленьких детей». Однако эта кажущаяся простота не помешала создать исключительно богатую партитуру, в которой много контрастов в характеристиках героев, использованы самые различные песенно-танцевальные основы, плотный и фактурный оркестр колоритно живописует ситуации и настроения героев, чьи темы-лейтмотивы очень выразительны и запоминаются. Отрицательные персонажи (или чья положительность балансирует на грани – например, Мышь) обрисованы с юмором, порой доходящим до гротеска, но юмор этот не злой, не колючий – в целом от музыкального строя оперы остается ощущение эмоционального праздника, отдохновения и радости. И не только потому, что у оперы-сказки счастливый конец, – природа музыкального дарования Подгайца безусловно оптимистическая, даже в сугубо лирических или глубоко философских его произведениях всегда чувствуется мощный гуманистический посыл, вера в торжество разума и доброты.
Музыкальная сторона спектакля решена, без преувеличения, блистательно. Театр делает детскую оперу очень качественно, на серьезном профессиональном уровне. Молодому маэстро Максиму Козлову (это его первая постановка) удалось передать витальную энергетику партитуры, подчеркнуть богатство оркестрового письма и при том выдержать отличный баланс с солистами. Уверенно овладели сложным интонационным и метроритмическим языком современной оперы и хоры – взрослый (хормейстеры Сергей Курбатов и Никита Орлов) и особенно детский (хормейстер Елена Никишова): впрочем, от коллективов, успешно поющих Вайнберга, Гласса, Этвёша и Саариахо, иного и не стоило ожидать. В обильно населенной опере «Урал Опера Балет» выставляет три полноценных состава исполнителей – в слышанных двух абсолютно состоятельны оказываются все певцы, а особенно запоминаются яркой гротескностью Татьяна Никанорова (Жаба-мать) и Павел Межов (Жаба-сын), непередаваемым позерством – Дмитрий Стародубов и Алексей Семенищев (Жук Майский), декадентской чувственностью и надрывом – Вера Позолотина и Елена Бирюзова (Мышь). Удалось добиться хорошей дикции практически у всех певцов, что в опере для детей особенно важно. Определенную трудность представляет партия-роль титульной героини, написанная для плотного лирического сопрано, в то время как сама артистка должна иметь внешность, приближенную к детскому образу, – и Полина Кумылганова, и Дарья Леус оказались органичными Дюймовочками и в актерском, и в вокальном плане.
Спектакль режиссера Надежды Столбовой и ее команды (сценография и костюмы – Ксения Кочубей, хореография – Мария Сиукаева, свет – Антон Поморев) созвучен музыкальному строю оперы. Пролог – рождение Дюймовочки, ее встреча с Оле Лукойе – представлена постановщиками как фантазия реальной девочки Ани, которая, начитавшись сказок накануне своего дня рождения, пытается мечтать и предлагает игру своим родителям: она оборачивается Дюймовочкой, папа – добрым волшебником (потому что он не то ученый, не то писатель), мама – ласковой Ласточкой (а она точно – стюардесса, с чемоданом на колесиках только что вернувшаяся из очередной командировки).
Разыгравшись в вечернее время, Аня видит продолжение истории уже под чарами Морфея – все приключения крошечной героини представлены далее как ее сон, в котором любые метаморфозы не только возможны, но по-настоящему уместны. Жабье болото, где просто глаз рябит от обилия его населения (оно все в объемных зеленых одеждах с нашитыми пупырышками-бородавками), или мрачное царство Крота, где властвуют он и его помощницы-землеройки (естественно, сплошь в черном), переданы фантазийно, а не подробно-реалистично: сценограф не пыталась буквально воспроизводить реалии миров, в которые попадает героиня, однако избранными акцентами создает нужную атмосферу, находящуюся в гармонии с музыкальными красками оперы. С юмором сделанные забавные мизансцены, моментальная смена декораций (технически здесь все превосходно отлажено), интеграция современной танцевальной пластики в рисунки ролей не только массовки, но и героев – все это придает спектаклю уместную динамику, кинематографичность, что, во-первых, соответствует стремительному «полету» музыки, во-вторых, созвучно восприятию современных детей, воспитанных на мультипликации, телевидении и компьютерных играх.
Детишек веселит в спектакле многое: и полет самолета-ласточки по плафону зрительного зала (что передано с помощью театра теней), и болотные жители, выбегающие в зал и предлагающие юной публике отведать пиявок, комариков, личинок и паучков на обед (как раз этим Жабы пытаются накормить Дюймовочку), и пригрезившийся героине Принц (в оригинале сказки Король эльфов), подозрительно напоминающий люминесцентными розовыми волосами и женственной пластикой героев аниме и идолов кей-попа. Фантазия авторов спектакля безгранична и изобретательна, но она нигде не нарушает меры и вкуса – аллюзии на современные явления в культуре здесь счастливо уживаются с оперной традицией: через такой веселый и понятный спектакль юному зрителю будет интересно впервые войти в великий и прекрасный мир оперы.
Фото: Иван Мохнаткин/ предоставлены Екатеринбургским театром оперы и балета
Источник