Выставки

Чем запомнилась ярмарка молодого современного искусства blazar

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

29.09.2023

Самые интересные факты — в материале «Культуры» Ярмарка молодого современного искусства blazar, проходившая с 21 по 24 сентября, формально остается спутником ярмарки современного искусства Cosmoscow, стартующей сегодня, но, похоже, она вполне «оперилась» и повзрослела. По крайней мере, в этом году blazar переехала в главный корпус Музея Москвы, где обычно показывают важные выставочные проекты. И кажется, этот шаг был оправданным: внимание публики к молодым авторам (возраст участников — до 35 лет) только увеличивается. В этом году было продано 875 работ на общую сумму 46 миллионов рублей, причем почти треть ее составили деньги, полученные за работы независимых художников (участвовавших в ярмарке не через галерею, а самостоятельно. — «Культура»). В 2022-м общая сумма продаж была немного скромнее — 40 миллионов. Так что за этот непростой год blazar удалось подрасти. Порой казалось, что бурное развитие даже вредит: по крайней мере, на превью (20 сентября) было не протолкнуться и многие жаловались на духоту. В зале можно было встретить не только галеристов, коллекционеров и их представителей, но и, например, бывшего директора Пушкинского музея Марину Лошак, осматривающую стенды вместе с Антоном Беловым — директором Музея современного искусства «Гараж», функционирующего сейчас как библиотека, лекторий и киноклуб. Надо сказать, уже на второй день работы ярмарки стенды были щедро облеплены красными кружочками, означавшими, что работа продана — а кое-где (например, на стенде Нижегородской области, объявленной регионом года нынешней ярмарки) и вовсе красовались «проплешины» от купленных произведений, что только увеличивало ажиотаж: как говорится, кто не успел, тот опоздал.

При этом, по словам соосновательницы ярмарки Александры Лекомцевой, продолжается эксперимент с форматами. В этом году было меньше участниц-галерей: их количество сократили с 35 до 20. Региональный разброс тоже уменьшился, хотя в ярмарке участвовали галереи из Самары, Казани, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга. При этом было подано более 80 заявок, а стоимость участия составила 200 тысяч рублей. Независимые художники могли выставляться бесплатно (в случае продажи они выплачивали 50 процентов комиссии), зато и конкурс оказался высокий: из более тысячи заявок выбрали 80 счастливчиков, 20 из которых поддержало Агентство креативных индустрий.

Разброс цен при этом получился ощутимый. «Ты приходишь на blazar и видишь, что сметается все. В кассу стоят очереди, кассиры в смятении, не понимают, куда бежать, за каким сертификатом. С одной стороны, это говорит о том, что у людей есть огромный интерес, и это хорошо для рынка, для развития художественной среды. Даже если речь о начинающих художниках, 90 процентов из которых потом передумают и не будут заниматься искусством. Все равно происходит стыковка этих людей с искусством, которое, как известно, часть культуры, а для общества важно оставаться в культурно-образовательном поле. С другой стороны, если вспомнить про глобальный рынок и мировые требования к художникам, институциям, кураторам, то мы с данной ярмаркой будем выглядеть достаточно местечково — потому что нет никакого соответствия цены и биографии художника. Я считаю, что цены завышены», — поделилась мнением с аудиторией Анастасия Карнеева, соучредитель консалтинговой компании в области искусства Smart Art, выступавшая как спикер на одной из сессий. По ее словам, ценообразование — в случае с работами молодых художников — зависит от следующих факторов: возраст художника, наличие профессионального образования, какие были выставочные проекты, в каком жанре он работает, какие предпочитает медиа (во всем мире живопись до сих пор стоит дороже, чем фото, а фотографии — дороже, чем видео); наконец, что хочет сказать художник, какая у него идея, опирается ли на какие-нибудь философские течения и есть ли у него отсылки к истории искусства.

Справедливости ради, на ярмарке было немало работ, стоивших 250-300 тысяч рублей: например, масштабные цифровые коллажи Саши Якутиной. Но желающие могли купить вещи по более скромным ценам. Например, офорты Марии Смоляниновой, давно и успешно занимающейся печатной графикой, стоили в диапазоне 40 тысяч — 120 тысяч рублей. Глиняные сумочки Кати Афониной с логотипами известных брендов можно было купить за 59 тысяч рублей (кстати, ее коллаж из поддельных сумок, среди которых лишь одна была подлинной, встречал зрителей на входе; «материалы» для коллажа предоставила ресейл-платформа The Cultt). Минималистичная керамика Оксаны Афанасьевой, создательницы своего бренда посуды, и вовсе продавалась за 35 тысяч рублей. А небольшие литографии Дарьи Фетисовой можно было приобрести за 25 тысяч.

Кстати, продавалось и цифровое искусство. На ярмарке blazar второй год подряд работала digital-секция — хотя, как призналась Александра Лекомцева, она очень дорогая, прежде всего из-за оборудования. В прошлом году акцент был сделан на NFT, однако организаторы столкнулись с техническими проблемами. Александра Лекомцева рассказала «Культуре»:

— Для покупки NFT нужно зарегистрироваться на платформе, завести кошелек. Оказалось, что многие зрители хотели бы это сделать, но никогда раньше не делали, а мы были не готовы их консультировать. Поэтому решили в этом году сконцентрировать свое внимание на том, что видеоарте, digital-искусстве, которое можно купить на флэшке или вместе с телевизором. Вообще нам важно, чтобы зрители каждый год видели digital-секцию: тогда станет проще объяснять ценность этого искусства.

В рамках секции было представлено 20 digital-художников, в том числе такие авторы, как молодая мультимедийная художница Диана Капизова или работающая с 3D Варя Щука. Всего, как сообщила пресс-служба ярмарки, было продано шесть работ на общую сумму 777 тысяч рублей.

У нынешней ярмарки blazar было много других «фишек»: это и ольфакторное искусство — иначе говоря, произведения, созданные из запаха. Их представила художница Анна Кабирова: композиции из ароматов были «упакованы» в стеклянные колбы и отсылали к миру сновидений, в том числе к грезам самой художницы. Другая интересная деталь — коллаборация художников и нейросети (ставшая возможной благодаря партнерству ярмарки с компанией «Яндекс»). Как известно, развитие искусственного интеллекта грозит уничтожением многим профессиям, в том числе творческим, и художники, видимо, решили действовать по принципу «Не можешь победить — возглавь». Иначе говоря, учились общаться с нейросетью и просили ее поделиться творческими идеями.

Наконец, программа ярмарки была выстроена в просветительском ключе. И это кажется вполне логичным: нужно рассказать молодым авторам, как воплотить в жизнь технически сложную идею, как взаимодействовать с бизнесом или делать социально значимые проекты; наконец, художника необходимо научить азам юридической грамотности, и ей была посвящена отдельная лекция. Но в целом — при всех изменениях — осталось главное: многими посетителями по-прежнему движет желание не просто инвестировать средства — тем более что в случае с молодыми авторами все непредсказуемо, — а поучаствовать в судьбе начинающего художника и, конечно, ощутить азарт первооткрывателя.

Фото: предоставлены пресс-службой ярмарки молодого современного искусства blazar
Источник