20.09.2023
В Санкт-Петербурге завершился Второй международный фестиваль циркового искусства «Без границ»
— Жюри было очень трудно делать выбор, — признался журналистам генеральный директор Росгосцирка Сергей Беляков. По мнению профессионалов, все номера, отобранные на фестиваль, были достойны «золота», но дать его всем участникам было невозможно. Число первых мест к концу циркового марафона все-таки было решено увеличить: не победители получили не два «золота», как предполагалось, а три.
Фестиваль «Без границ» родился спонтанно и за год набрал такой размах, что его уже называют одним из самых заметных цирковых состязаний в мире. Год назад, когда стало известно, что российские артисты не приглашены в Монте-Карло, где они десятилетиями брали первые призы, в кабинете гендиректора Росгосцирка раздался телефонный звонок.
— Мне позвонила министр культуры Ольга Борисовна Любимова и сказала: «Давайте проведем международный цирковой фестиваль в нашей стране», — вспоминает Сергей Беляков. Название «Без границ», возникшее в этом разговоре, оказалось очень точным: для цирка границ действительно не существует, прежде всего — в человеческих возможностях, мы это видим на арене. Но и географические границы для цирковой семьи — понятие условное. На первый фестиваль «Без границ» приехали все, кого пригласили организаторы. Доминик Жандо, американский историк цирка и член международного жюри, сказал «Культуре», что это похоже на встречу родственников после долгой разлуки. Все члены жюри — старые друзья, из-за эпидемии ковида они не видели друг друга три года и были счастливы, что им наконец удалось встретиться.
К второму фестивалю две крупнейшие государственные цирковые компании, Росгосцирк и Большой московский цирк, начали готовиться за год: отбирали лучшие номера, оттачивали постановки, разрабатывали костюмы для фестивальных шоу — программу открыла акробатическая дорожка «Флаги мира» продюсерского центра Гии Эрадзе, и в этом номере можно было увидеть флаги всех стран, представленных на фестивале.
«Золото» получили номера, заставившие поволноваться не только зрителей, но и ведущих. «Поле этого выступления мне захотелось выпить», — заметил бессменный ведущий фестиваля «Без границ Эдгард Запашный, когда закончился номер гимнастов на ремнях Елены Мизениной и Дмитрия Ефремкина «Анна», безумно красивый и очень опасный. Гимнастика на ремнях — один из самых древних цирковых жанров, она родилась в Китае еще в семнадцатом веке, но продолжает развиваться. Кто бы мог подумать, что вот так, языком сложнейших трюков, которые артисты делают без страховки, можно рассказать трагическую историю Анны Карениной. Артисты рассказали, что к фестивалю они усложнили свой номер: «Здесь много иностранцев, мы хотим показать, какая сильная школа у русского цирка», — и уже получили несколько отзывов от профессионалов. «К нам уже несколько человек подошли и сказали, что это один из лучших номеров на ремнях, которые им пришлось видеть».
Жюри оценивает номера не только по уровню сложности и мастерства, но и по той реакции, которую они вызывают у зрителей. Первая ступень зрительского одобрения — аплодисменты, вторая — когда зрители хором начинают скандировать: «Мо-лод-цы!» и третья — когда зал аплодирует стоя. Номер «Колесо смелости» в исполнении Нурсултана и Махмудбека Суанбековых из Киргизии заставил зрителей не только аплодировать, но и несколько раз замирать от ужаса. На самом деле вращающаяся конструкция из двух колес-противовесов называется «Колесом смерти», потому что прыжки и кульбиты на движущемся колесе, которое разгоняется до 40 километров в час, артист выполняет без страховки. В какой-то момент Нурсултан запутался в скакалке и зал просто застонал, но все, к счастью, закончилось благополучно. Семь лет назад, когда братья Суанбековы только начали осваивать «Колесо смерти», Нурсултан упал с десятиметровой высоты, получил многочисленные переломы и долго восстанавливался, прежде чем вернулся в строй, но от номера не отказался. На вопрос, не хотят ли они сделать номер более зрелищным, но не таким опасным, братья только улыбаются: «Нет, зрителей не обманешь, поэтому надо выкладываться по полной, показывать свое мастерство. Зрителям нравится, когда ты работаешь на грани, вот на самой грани, это вызывает максимум эмоций». Жюри присудило акробатам Суанбековым не «золото», а «бронзу», но зрители их аттракцион долго не забудут.
Второе «золото» досталось «Подкидным доскам под руководством Алексея Зарипова», которые впервые в мире исполнили сложнейший трюк — двойное сальто вперед с поворотом на 180 градусов на одной ходуле. Трюк готовили два с половиной месяца специально к фестивалю. Руководитель номера объяснил, что обычно на трюки такого уровня уходит не меньше года. «Но раз уж у нас появился такой уникум, как Нелли…» Двойное сальто с приземлением на длинную металлическую ходулю исполняет Нелли Ауди — заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион, трехкратный чемпион мира, восьмикратный чемпион Европы, обладатель Кубка России и многих других наград. Уникальность номера еще и в том, что в нем работают только девушки — это редкость для подкидных досок.
«Золото» получил еще один «женский» номер — групповое диаболо в исполнении Китайской национальной группы. На первом фестивале «Без границ» китайских артистов не было из-за ковидных ограничений, а в этом году они порадовали зрителей аттракционом, прообразом которого считается древняя китайская игра с бамбуковыми катушками. В названии «диаболо» ничего дьявольского нет, это всего лишь катушка в форме песочных часов, которую артист подбрасывает и ловит на бечевку, одновременно выполняя различные танцевальные па и кульбиты. Пожалуй, это единственный номер в программе, который выглядит эффектным, но не опасным — может быть, потому, что китайские артистки отточили его до совершенства.
В завершение — еще немного цифр, которые показывают, как вырос фестиваль «Без границ» за прошедший год: на этот раз он продолжался четыре дня, в течение которых в цирке Чинизелли было показано шесть представлений, и подтвердил свое название, стерев еще одну границу. Цирк вышел в город: в субботу и воскресенье в Инженерном сквере шли выступления артистов уличных театров и детских цирковых студий. Здесь же, в сквере, который расположен неподалеку от цирка, на огромном экране транслировалось фестивальное гала-шоу.
Фестиваль еще не завершился, а его организаторов уже начали спрашивать, когда и где будет следующий, третий по счету. Ответ: ровно через год, здесь же, в Санкт-Петербурге, в цирке Чинизелли. Потому что лучшего цирка в мире нет.
Фотографии: Елена Бледных/предоставлены Росгосцирком