23.06.2023
На Исторической сцене Большого театра прошел двухдневный фестиваль «Бенуа де ла данс»: 20 июня — XXIX церемония награждения и концерт номинантов этого года; на следующий день — гала «Звезды Бенуа де ла данс — лауреаты разных лет». Проект реализован при поддержке Минкультуры РФ.
Фестиваль мирового балета «Бенуа де ла данс» публика неизменно ждет с нетерпением. Хотя не так волнует, кто получит награду — статуэтку танцующей пары работы скульптора Игоря Устинова, правнука Александра Бенуа, — как возможность увидеть новое в сегодняшнем мировом балете, ведь «Бенуа» рассматривает лучшие работы предшествующего календарного года. Дипломы же, которые высоко ценятся в балетном мире, получают все без исключения соискатели. В списках жюри за три десятилетия значились все знаменитые балетные имена. Сами номинанты, да и весь балетный люд, называют Приз «Бенуа» балетным «Оскаром».
В судейской команде нынешнего года — представители шести стран: Светлана Захарова, Леонид Сарафанов, Гульжан Туткибаева, Тиён Рю, Сесилия Кершь, Фей Бо, Виенгсей Вальдес. «Бенуа» сохраняет свой международный статус: в первый день в гала на Историческую сцену главного театра страна вышли артисты Большого, Мариинского и Новосибирского театров, Национального балета Китая, Казахского национального театра оперы и балета, Юнивёрсал-балета (Сеул).
Начинался фест с церемонии награждения победителей. Протокольного официоза удалось избежать благодаря теплой атмосфере и взявшим верный тон ведущим, которыми стали артисты Большого театра — солистка Ана Туразашвили и премьер Артем Овчаренко.
Первыми на сцену вышли ученики Московского хореографического училища имени Л.М. Лавровского, от начинающих до выпускников. Яркий луч на мгновение высвечивал то малышей у балетного станка, то подростков, осваивавших первые сложности дуэтного танца, то тех, кто с нового сезона начнет прокладывать свой путь на сцене. Эта короткая миниатюра о мечте — знак ушедшей школьной поры, важной для каждого артиста балета.
Председатель жюри и художественный руководитель программы «Бенуа де ла данс» прима-балерина Большого театра Светлана Захарова зачитала приветствие 96-летнего патриарха Юрия Григоровича, создателя исключительной художественной институции «Бенуа де ла данс», а теперь — ее президента: «Когда в далеком 1991-м был учрежден этот Приз, я мечтал о том, что каждый год в день его вручения балетное сообщество всего мира будет стремиться в Москву, в Большой театр, чтобы познакомиться с самыми яркими работами прошедшего сезона, обменяться опытом, отметить состоявшихся звезд и открыть новые имена. Счастлив, что мои мечты исполнились. «Бенуа» — не только самая уважаемая в мире профессиональная награда, но и узнаваемый во всем мире русский бренд».
Конверты с именами победителей вскрывали взволнованные члены жюри. Уго Маршан стал победителем в номинации «Лучшая работа танцовщика» за роль принца Рудольфа в балете Макмиллана «Майерлинг» Парижской оперы. Уго не приехал, что не обязательно связано с обстоятельствами времени — такое частенько случалось и раньше, и Приз всегда находил своего героя позже. «Лучшими танцовщицами» оказались сразу две балерины — Цю Юньтин (партия Татьяны в «Онегине» Национального балета Китая) и Мисон Кан (Вдова в спектакле «Эмоции Кореи», Юнивёрсал-балет, Южная Корея).
Под бурные аплодисменты награду в номинации «Хореограф» получил Вячеслав Самодуров за нашумевшую лихую одноактную «Танцеманию» в Большом театре. В номинации «За жизнь в искусстве» Приза удостоен Михаил Лавровский. Выдающийся танцовщик, педагог, хореограф — кандидатура настолько безусловная, что зрители встали, приветствуя легендарного артиста, для которого не существовало рамок амплуа: он был уникален в романтическом и героическом репертуаре, в спектаклях Петипа и современных экспериментах. В благодарственном слове Михаил Леонидович сказал, что получил награду за все балетное поколение 1960-х, фраза вызвала бурю оваций.
После яркого торжества награждения и антракта начался благотворительный концерт лауреатов и номинантов 2023 года. Они, если не считать единственного исключения, исполняли фрагменты спектаклей, за роли в которых были выдвинуты. Желающие узнать панораму сегодняшних событий получили такую возможность. Похоже, представленные театры обходятся без экстремальных экспериментов отчаянных новаторов. Притягивает их внимание наследие XX столетия, по преимуществу советское, и современная хореография, созданная по образу и подобию рубежа прошлого и нынешнего веков. К парадному «большому стилю» Петипа обратилась только пара из Мариинского театра — утонченная нежнейшая японка Мей Нагахиса и ее надежный кавалер Филипп Степин чисто исполнили па-де-де из «Спящей красавицы».
Московской премьерой стал дуэт из спектакля «Фрески» Казахского театра оперы и балета имени Абая. Малика Ельчибаева в роли царицы Шамхат и Азамат Аскаров — Вождь племени — добросовестно передали героический позднесоветский стиль. Это танцевальное повествование о сильных предках поставил известный казахский хореограф Заурбек Райбаев более четырех десятилетий назад, в прошлом году балет вернулся на сцену театра. Улыбчивый и прыгучий Никита Ксенофонтов из Новосибирска вместе с очаровательной Анжелиной Воронцовой (Михайловский театр) представили еще один советский раритет — фрагмент из «Конька-Горбунка» 1960 года рождения. Впечатления от их лихого жизнеутверждающего танца смазала видеопроекция — на заднике блестели огромные листья утомленных солнцем деревьев, сказочная Русь сверкала и искрилась вычурными красками. Впрочем, далекое от изысканности оформление сцены мешало многим артистам, не позволяя рассмотреть линии танца, высоту прыжков, чистоту вращений.
В па-де-де из балета «Пламя Парижа» — еще один советский хит — блеснул Алексей Путинцев, ему помогала Маргарита Шрайнер, оба — солисты Большого театра. Двадцатилетний Богдан Вербовой, чей танец сверкает богатой гаммой юношеских чувств, и Жанель Тукеева, опытная балерина казахской труппы, передали уважение к традиции в дуэте из «Ромео и Джульетты» Юрия Григоровича. Молодые талантливые солисты Большого театра Елизавета Кокорева и Дмитрий Смилевский искренно станцевали обаятельный дуэт Утраты и Флоризеля из «Зимней сказки» Кристофера Уилдона.
Российскую премьеру фрагмента спектакля Национального балета Китая «Куда излить всю мою любовь?» хореографа-дипломанта нынешнего года Ли Цзюнь по одному грамотному, но, увы, предсказуемому дуэту оценить не удалось. Но имя хореографа стоит запомнить — автор заинтересовал широтой взглядов, рассказав, что спектакль обращается к известной героине популярного китайского телесериала и исследует систему связей балета и пекинской оперы. Трогательное па-де-де из постановки «Эмоции Кореи» исполнили Мисон Кан и Донтак Ли из Юнивёрсал-балета Сеула. Роль Вдовы, которая вспоминает ушедшее счастье, артистка сыграла душевно и убедительно, избежав истерических страданий. Ведущая пара Национального балета Китая: Цю Юньтин и Ли Вэньтао были номинированы за главные роли в «Онегине» Крэнко, но «вырывать» фрагмент из спектакля не решились и показали немного старомодную и сентиментальную сцену прощания из балета «Свет сердца».
«Под занавес» грянул финал «Танцемании» — и она доказала, что хореограф Вячеслав Самодуров заслуженно стал лауреатом, хотя новому составу исполнителей пока не удалось освоить дотошно проработанные детали пластики и передать молодецкое головокружение спектакля. Вечер завершился золотым дождем из серпантина и конфетти.
На следующий день состоялся вечер «Звезды Бенуа де ла Данс — лауреаты разных лет». Престиж этого гала привычно связан с его программой, включающей произведения разных стилей, и приездом гостей. Их на сей раз оказалось немного, на сцену вышли звезды родных отечественных театров.
Под шлягерный музыкальный тост графа Орловского из оперетты «Летучая мышь» Штрауса на подмостки вылетел балетный виртуоз Иван Васильев, сегодня похожий на атлета, и продемонстрировал свои трюки, но лучше бы он этого не делал — такого эпиграфа концерт не заслуживал.
Гости представили всего два номера. Корейские танцовщики Мисон Кан и Донтак Ли показали лирический, слегка приправленный восточной экзотикой дуэт. Китайские мастера Цю Юньтин и Ли Вэньтао в па-де-де из «Жизели» запомнились деликатностью и естественностью манер. Невесомый сильфидный, прекрасно заторможенный танец Жизели стал уроком актерского мастерства — балерина ни на секунду не выходила из образа: на сцене страдала не девушка, а ее бессмертная и загадочная душа. Увы, в па-де-де из «Корсара» не покидало ощущение, что Элеонора Севенард (Большой театр) и сибиряк Никита Ксенофонтов впервые встретились на концерте, их искреннее старание выстроить танцевальный диалог не привело к желаемому художественному результату.
Остальная программа за исключением бравурного финала состояла из современных и неоклассических сочинений ведущих хореографов-ньюсмейкеров, и все они — призеры «Бенуа» разных лет, среди них немало именитых иностранцев. Поэтический дуэт из балета «Сагалобели» на народную музыку, поставленный Юрием Посоховым по инициативе Нины Ананиашвили, замечательно исполнили солисты Большого Ана Туразашвили и Денис Савин, способные каждый телесный импульс наполнить смыслом. Полутона и оттенки грузинского танца они передавали тонко и точно. Мастера Большого Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов блестяще исполнили па-де-де из балета «Колокола» Юрия Посохова, гармонично транслируя мерцающий поток настроений и тревожную предгрозовую атмосферу.
Вячеслав Самодуров обратился к творчеству певицы Кэти Берберян, увлекавшейся пиктографией. В Stripsody схематические рисунки и графические схемы — остроумные и курьезные — хореограф составляет из тел танцовщиков, понимающих его с полуслова: Елены Воробьевой («Урал Опера Балет») и Арсентия Лазарева (Большой театр). Номер был создан в пору, когда он танцевал в Уральском балете. Известный босоногий дуэт из балета Анжелена Прельжокажа «Парк» подарили зрителям солисты Мариинки Надежда Батоева и Константин Зверев — зал замер. Знаменитый поцелуй, когда артисты танцуют, соединенные губами, неизменно вызывает восторг, но жаль, что даме так и не удалось разволновать своего спокойного партнера.
Второе отделение началось дуэтом из «Дамы с камелиями» Джона Ноймайера, в котором безоговорочно хороша Светлана Захарова, в ее танце соединены горечь, нежность и ускользающая жизнь. Ее партнер Денис Родькин показался несколько располневшим и неуверенным в своих силах. Ирина Перрен и Никита Четвериков достойно представили на гала Михайловский театр, исполнив философское пластическое двуголосие из бессюжетного балета «Без слов» — рассуждение Шуберта и Начо Дуато о жизни и смерти. Фрагмент из балета «Орландо» Кристиана Шпука прекрасно разыграли на своей родной сцене мастерица перевоплощения Мария Виноградова и ее точный партнер Артемий Беляков. Их коллеги представили «Сонату» хореографа Уве Шольца: Евгения Образцова показалась чрезмерно меланхоличной, Семен Чудин, как всегда, заворожил каллиграфией танца и искренним вниманием, которым он окружил даму.
Жизнерадостным финальным аккордом концерта стала классика — свадебное па-де-де из балета «Дон Кихот» станцевали представители молодого поколения Большого Елизавета Кокорева, по-максимовски звонко прощебетавшая вариацию, и высоко взлетающий, стремительно вращающийся Алексей Путинцев. Режиссер гала Светлана Захарова соединила дуэты мастерски, добившись четкой структуры вечера и выстроив его драматургическую коллизию. Впереди — встреча с ветеранами балета: те, кто беззаветно служил сцене, на традиционном чаепитии получат материальную помощь из средств от благотворительных концертов «Бенуа де ла данс». Впрочем, это мероприятие закулисное.
Фотографии: Фото: Батыр Аннадурдыев / предоставлены пресс-службой "Бенуа де ла Данс"