15.06.2023
Недавно у отечественной киноиндустрии появился новый эффективный инструмент — портал «Киноконструктор.рф», позволяющий с нуля создавать проекты. «Культура» пообщалась с создателем ресурса — актрисой и режиссером Александрой Франк.
— Как родилась, развивалась и менялась идея портала?
— Я считаю, что любой проект должен делаться из необходимости, когда без него — никак. В свое время я окончила ВГИК и хорошо помню, как непросто было пробиться со своими идеями и сценариями. Из моей группы только три человека работают по профессии, остальные все еще ищут, как зайти в нужный кабинет, и где он, никто не знает. В то же время наши продюсеры — в большинстве своем приятнейшие люди — очень ждут, что им принесут интересные проекты. Они рады молодежи, но мостика между мейджорами и дебютантами до недавнего времени просто не было. Нужно было создать экосистему, в которой талантливый человек может сконструировать свой проект, и не случайно наш портал называется «Киноконструктор». Допустим, у вас есть хороший сценарий, живете на Чукотке. Зарегистрировавшись на нашем портале и заполнив рабочую анкету, вы можете предложить свой сценарий людям, которые вам нравятся, — просто добавить их в проект. На их почту придет звоночек: вас приглашают поучаствовать в такой-то работе. Так собирается группа участников, затем проект отправляется к нам на модерацию. Сейчас я лично читаю все — за первый месяц работы к нам пришли 52 заявки, есть очень крутые. Мы предлагаем дополнить их, например, презентацией или логлайном, и, сформировав предложение, отправляем его партнерам — ведущим онлайн-кинотеатрам, переживающим контентный голод с марта этого года в связи с санкциями.
— Из чего же возникают затруднения?
— У нас не умеют создавать проекты — кто-то присылает презентацию, кто-то — один синопсис или предлагает идею. Так возникает большой поток непрописанных полуфабрикатов, которые просто не замечают и даже не читают. Мы же предоставляем партнерам правильно прописанные и уже сформированные проекты, исходя из сформулированных партнерами пожеланий и приоритетов. Наши вгиковские модераторы предлагают что-то подробнее прописать, я же получаю готовый продукт и уже понимаю, кому его следует предлагать.
— В основном речь идет об онлайн-сериалах?
— Да, но с нами работают и кинокомпании, число партнеров растет. Главное сейчас — максимально привлечь молодежь, выпускников киновузов и авторов из регионов. Голод на новые имена сейчас колоссальный!
— Каков алгоритм работы с «Киноконструктором»?
— Вы заполняете карточку, вас верифицирует модератор и открывает доступ в личный кабинет, из которого вы можете посещать интересующие вас страницы участников.
— А в перспективе и подбирать локации для воплощения замыслов?
— Да, такая страница тоже есть, но она ждет заполнения — в России есть буквально все, есть и региональные специалисты — лучше находить их на местах, чем возить с собой.
— И все же как планируете заполнять рубрику локаций?
— Работа в разделе «Кинолокации» уже ведется с нашими партнерами — Кинокомиссиями в регионах РФ, действующими платформами по поиску локаций для теле- и киносъемок, трэвел-блогерами. Скоро этот раздел будет заполнен. Наша общая задача — выявить еще нигде не снимавшиеся красивые места страны во всем масштабе и разнообразии; их можно будет найти по хэштегам с помощью нашего поисковика.
— Участвует ли в проекте Министерство культуры и Союз кинематографистов?
— Это наши партнеры. Министерский департамент кинематографии согласился допускать проекты «Киноконструктора» до ведомственных питчингов — это большой плюс. Нас активно поддержал Президентский фонд культурных инициатив и председатель Союза кинематографистов Никита Михалков, на нашей пресс-конференции в рамках Московского кинофестиваля он отметил: «Киноконструктор» даст возможность людям узнать друг друга и найти золотые зерна в гигантском количестве шлака».
— Все продюсеры как один говорят о кризисе идей. Какие идеи вас уже порадовали?
— Космическая антиутопия в жанре киберпанк, но подробнее говорить еще рано. В целом — обилие сказок, полнометражных фильмов для молодежи и подростков, как раз их сейчас особенно не хватает.
— Есть странности, с которыми не удастся разминуться в процессе конструирования кинопроцесса. Например, отчего за десятки лет госфинансирования продюсеры не создали для себя фабрики проектов в формате службы одного окна, куда мог бы обратиться каждый автор?
— В онлайн-кинотеатрах она уже есть — на платформах созданы редакторские отделы, вычитывающие все предложения. Но в целом — я повторюсь — люди пока не научились подавать проекты, и мы порой не можем добиться правильного заполнения формы. Пробелы — в образовании. Идея — не проект, ее нужно подробно расписывать, мы этого добиваемся, мы все подробно объясняем, и у нас работает обратная связь.
— Но есть подводный камень: кино — коллективное искусство, каждый участник привносит в проект свой уникальный вклад, масштабирующий авторский замысел.
— И наш проект работает на эту систему!
— Однако в конечном счете все упирается в продюсера, заявляющего: я вкладываю деньги и вижу это так: оператор будет мой и актеры, а еще мы изменим историю и, пожалуй, назначим послушного режиссера. Дело не в конкретных людях, а в системе отрицательного отбора в касту директоров кинопроизводства, ставших вершителями творческих судеб… Сколько раз наблюдал картину: продюсеру приносили на блюдечке классный сценарий, а он говорил: супер, но я не знаю, как это делать! А потом вымучивал что-то наподобие, но хуже — в меру «творческих сил».
— Есть такая проблема, но я бы не обобщала… Во всяком случае, наши партнеры — исключение из этого негативного ряда. Кино — это профессия для людей, которые умеют ждать: с кем-то не сложилось, обратитесь к другим, третьим, четвертым, наша задача — помочь всем. Мечтаю о том времени, когда буду стоять у кассы кинотеатра и гадать, на какой фильм лучше пойти. Пока же у нас снимают бесконечное мыло про проституток и бандитов, этот ужас терпеть уже невозможно, у нас столько интересных талантливых людей и мощных историй! Буквально вчера прочитала про дедушку, ветерана, инвалида с Дальнего Востока: он мечтает доехать на фронт, чтобы увидеть единственного сына, закатывает халяльные консервы для мусульман, а для русских бойцов — тушенку… Разве это не сюжет? Надо дать ребятам возможность делать кино о реальных людях, обезопасив их от продюсерского диктата.
— …и расчистив зашлакованное русло кинопроцесса!
— Именно так, если бы сегодня из ВГИКа вышли новые Шукшины и Тарковские, они бы просто не смогли ничего снять. Надеюсь, это изменится. Продюсерская модель кинематографа породила недоверие и неверие в свои силы, у многих опустились руки… Люди еще не понимают, что время поменялось, поле освободилось, наступило время для свежих идей, время борьбы за свои проекты, все в наших руках!
— Сколько специалистов уже подключились к «Киноконструктору», какие регионы активно включились в проект?
— Сейчас на сайте зарегистрировались 4227 членов Союза кинематографистов и 469 пользователей, не являющихся членами Союза, более 50 проектов уже прошли модерацию. Активно сотрудничают с нами Москва и область, Дальний Восток — сейчас мы проводим сценарный конкурс для создания киноальманаха из одиннадцати новелл, рассказывающих о каждом субъекте региона.
Фотографии предоставлены Александрой Руслановой.