Выставки

«Уралобувь», свердловский Наукоград и школа музыкантов «Чайфа»: в Екатеринбурге открыли Музей истории места

Светлана ТОЛМАЧЕВА, Екатеринбург

05.06.2023

Горожане и Музей истории Екатеринбурга создали уникальную экспозицию, куда вошли артефакты, сохраненные ветеранами фабрики «Уралобувь», а также воспоминания екатеринбуржцев, архивные фотографии и другие документы. Музей истории места — один из подарков к 300-летию, которое город отмечает в этом году.

Пинетки, туфли, сандалии… Витрина с образцами продукции легендарной фабрики «Уралобувь» привлекает внимание посетителей Музея истории места. В районе Екатеринбурга, где в Международный день музеев открылось новое выставочное пространство, до сих пор живут бывшие сотрудники фабрики. Ее история началась в 1933 году, производство обуви продолжалось до 2004 года. Сейчас на месте старых фабричных корпусов — новый жилой район «Университетский». Уральская девелоперская компания «Первостроитель» выделила место на первом этаже одной из новостроек для создания культурного центра, чтобы сохранить память о предприятии и тех людях, которые здесь трудились, а также собрать информацию о том, как складывалась инфраструктура восточной части Кировского района Екатеринбурга.

Экспозиция рассказывает не только об обувном производстве. В этой части города был возведен свердловский наукоград советского времени — Втузгородок: в конце 20-х годов XX века началось строительство комплекса зданий, относящихся к Уральскому политехническому институту (ныне УрФУ). По соседству с Музеем истории места находится школа №36, где в 1970-е годы учились будущие музыканты популярной рок-группы «Чайф» Владимир Шахрин и Владимир Бегунов, а также строительный техникум, который они вместе окончили. На той же улице, что и открывшаяся культурная площадка, до недавнего времени располагался знаменитый разновозрастный отряд «Каравелла», созданный в 1961 году уральским писателем Владиславом Крапивиным.

Весь этот богатый пласт прошлого стал основой Музея истории места. Фотографиями, документами, образцами обуви и другими артефактами поделился совет ветеранов фабрики «Уралобувь». Сотрудники Музея истории Екатеринбурга помогли создать современное выставочное пространство, которое уже приняло первых посетителей; параллельно продолжается исследовательская работа.

Как сотворчество с жителями влияет на развитие музейной работы и культурной среды города, газете «Культура» рассказал Игорь Пушкарев, директор Музея истории Екатеринбурга.

— Игорь, в чем значимость Музея истории места для Екатеринбурга?

— Музей — это только часть идеи создания культурного центра. В этом пространстве могут проводиться лекции, выставки и экскурсии. Что касается самой музейной экспозиции — она как раз отражает локальную идентичность. Этот микрорайон — один из ключевых для Екатеринбурга. Кузница кадров уральской инженерной школы располагалась как раз здесь, во Втузгородке. Большие профессорские кварталы, где жили преподаватели Уральского политехнического института (ныне УрФУ), до второй половины XX века формировали интеллектуальную составляющую района. В туфельках и сандаликах производства «Уралобуви» бегали дети всего Свердловска, а взрослые приезжали в фирменный магазин при фабрике за дефицитными ботинками и сапогами. Сейчас производственных корпусов уже нет — на их месте строятся жилые дома. Как выяснилось, сохранился архив фабрики «Уралобувь» — он стал основой экспозиции. Нам, сотрудникам Музея истории Екатеринбурга, было очень интересно поработать с этим материалом.

— Ваш музей все чаще называют Музеем историй горожан. Как вы пришли к этой концепции, которая проявилась в том числе при создании Музея истории места?

— С моей точки зрения, это весьма логичный путь развития. До 1990 года музей носил имя Якова Свердлова, затем пять лет мы были Музеем истории политических движений, и только в 1995 году пришло время Музея истории Екатеринбурга. Последнюю четверть века мы идем по пути сотрудничества с различными городскими сообществами. Город — это не только здания и памятники. Самое ценное — сами горожане.

Например, наш новый филиал Л52 — здание бывшей поликлиники по адресу проспект Ленина, 52, — мы создавали, опираясь на воспоминания местных жителей. Мы восстанавливали историю домов Госпромурала — это самый большой дом-коммуна Советского Союза 1933-1938 годов постройки. Здесь жила партноменклатурная, промышленная и культурная элита Свердловска. Но как был организован быт, что и как здесь располагалось — мы не знали. Наши сотрудники провели лабораторию воспоминаний с жителями четырнадцати домов, расположенных в том же конструктивистском комплексе по соседству с площадкой Л52. Участники лаборатории стали нашими добровольными помощниками. Они отправились интервьюировать своих знакомых, которые или имели отношение к поликлинике, или жили в доме до того, как сюда въехали медицинские сотрудники. Мы стали обладателями потрясающих историй: у кого где была квартира, какие были горести и радости, большие и малые события в жизни дома-коммуны. Собранный материал стал основой большой экспозиции «Этажи времени». Наши сотрудники вместе с посетителями виртуально путешествуют по разным десятилетиям, хотя документов и фотографий крайне мало.

Мы основываемся на историях горожан и привлекаем их к совместной деятельности. Например, во дворе дома когда-то работал фонтан. К сожалению, быстро починить и перезапустить его не получилось. Мы решили, что фонтан может быть и световым. Вместе с жильцами ближайших домов мы соорудили конструкцию в виде корабля с подсветкой. Наша дружба продолжается: вместе выходим на субботники и развиваем арт-коммуну. Горожане приходят не только познакомиться с музейной экспозиций, но и принять участие в мастер-классах, разрисовывают стены в той части здания, где еще не было ремонта, ставят спектакли, проводят концерты.

Я искренне надеюсь, что в только что открытом Музее истории места также появится подобная творческая атмосфера, созданная в содружестве с жителями Екатеринбурга. Мне всегда тепло от таких историй, когда люди помнят свое прошлое и своими руками создают что-то интересное для себя.

— Действительно, в городе становится все больше мест, где с горожанами и гостями Екатеринбурга делятся местными историями. Например, ресторан в двухэтажном особняке, где некоторое время жила семья Эрнста Неизвестного. Здесь каждый официант скажет, что на соседней улице есть музей знаменитого скульптора, и предложит полистать томик стихов Беллы Дижур, матери Эрнста Неизвестного. Как вы считаете, можно ли говорить о некой тенденции, подчеркивающей интерес к городскому прошлому, или все-таки это пока единичные случаи?

— В начале 2000-х, когда я работал археологом на тех площадках, которые должны были уйти под строительство многоэтажек или офисов, мы с коллегами неоднократно предлагали застройщикам: «Давайте нижний уровень вашего здания закроем не гранитной плиткой, не бетоном зальем, а сделаем стеклянный пол. Под стеклом мы реконструируем археологический раскоп, чтобы показать следы более ранних эпох. Сюда люди будут приходить как в музей. Ваша площадка начнет жить по другим законам посещения, вас станут упоминать в туристических путеводителях, вы будете постоянно на слуху». Тогда наши идеи не находили отклика, а сейчас к нам в музей представители компаний-застройщиков приходят сами, чтобы проявить историю места, где они создают новые жилые или офисные помещения. Мы всегда позитивно реагируем на предложения о сотрудничестве: кто-то идет в формат фотовыставок, кто-то строит музеефицированный культурный центр. Создание Музея истории места стало первым подобным опытом для нас, но хочется верить, что не последним.

Фотографии предоставлены компанией  "Первостроитель".

Источник