Театр

Театральная лаборатория в Барнауле: Василий Шукшин стал героем современных пьес

Мария СИМОНОВА, Барнаул

05.06.2023

Алтайский краевой театр драмы пошел на эксперимент — организовал театральную лабораторию «Шукшин. Миф и реальность», благодаря которой писатель, кинорежиссер, актер стал… героем новых, написанных специально для проекта драматических произведений.

Василий Шукшин для Алтайского края — фигура культовая. Он родился здесь, в селе Сростки. Его жизнь и творчество изучают филологи и историки-краеведы. Ему посвящают научные конференции, кино- и театральные фестивали. Например, проводится Всероссийский фестиваль постановок по его текстам (первый состоялся в сентябре 2019 года). А теперь о нем пишут пьесы.

Первый этап лаборатории «Шукшин. Миф и реальность» прошел в октябре 2022 года. Тогда драматурги Юлия Поспелова, Олег Маслов, Лара Бессмертная, Дмитрий Богославский, Светлана Баженова ходили на экскурсии, встречались с исследователями творческого наследия и биографии писателя, посещали музеи, ездили в Сростки.

— Мы заранее договорились, что проект будет партнерским. Алтайский край славится тем, что здесь собраны все крупнейшие институции, музеи, архивы, которые занимаются Шукшиным; у нас родина шукшиноведения, издано его полное собрание сочинений. И все партнеры — музеи, филологи, краеведы — отозвались и щедро поделились информацией, — вспоминает Елизавета Гундарина, пресс-секретарь Алтайского краевого театра драмы имени Шукшина.

Идея театральной лаборатории выросла из вопроса «Что еще можно поставить по Шукшину, когда кажется, что все уже было?». Основой спектаклей обычно становятся примерно одни и те же рассказы…

— Была усталость от повторяемости. Но есть же и другой материал — личная переписка Шукшина, его рабочие записи, статьи, интервью, воспоминания, официальные документы… Он совершенно не освоен театром, не попадал в поле зрения. Я подумала, а что, если обратиться к эпохе, к его жизни и сделать Шукшина героем современных пьес? Свою идею представила как дипломный проект в «Школе Г.Г. Дадамяна», где училась на курсе Павла Андреевича Руднева. Он в итоге стал руководителем нашей лаборатории, — рассказывает «Культуре» Елизавета Гундарина.

Первый этап завершился питчингом — в октябре 2022 года драматурги поделились своими замыслами с театром и руководителем лаборатории Павлом Рудневым. Замыслы оказались разными по жанрам. Началась работа над пьесами.

— Мы получили много информации о биографии Шукшина и стали ее переосмыслять. Меня особенно заинтересовала роль отца в его судьбе, — рассказала «Культуре» драматург Лара Бессмертная. — Обычно того факта, что Макар Шукшин был репрессирован, касаются мельком. А я изучила опубликованные материалы дела, заведенного в 30-е годы, по которому он проходил, показания свидетелей, его показания. Связала историю отца с идеей Василия Шукшина снять фильм про восстание Степана Разина. Ему не удалось осуществить этот замысел, хотя он предлагал сценарий многим киностудиям. Мне кажется, Василий Макарович ассоциировал Разина со своим отцом и в каком-то смысле с собой. Над этим поразмышляла в пьесе, она получилась во многом документальной. До лаборатории у меня о Шукшине было самое базовое представление. Теперь оно стало более глубоким. Целью было понять Шукшина как человека, а не воспринимать его как памятник, историческую литературную фигуру. Я прониклась им как личностью с непростой судьбой, тонко чувствующим человеком.

Пять историй о Шукшине

В мае авторы сценариев вернулись в Барнаул с готовыми пьесами. К ним присоединились режиссеры — те, кого они сами выбрали. На втором этапе лаборатории «Шукшин. Миф и реальность» настало время представить пьесы зрителям. 26 и 27 мая тексты впервые прозвучали со сцены.

Пьесу «Музей» к знакомству с публикой готовила сама автор, Юлия Поспелова. Это вербатим, в его основе — интервью, взятые у сотрудниц Всероссийского мемориального музея-заповедника Шукшина в Сростках и местной библиотеки. Для героинь пьесы «наш Василий Макарович», как они его называют, давно стал частью жизни. Они ищут параллели между своими судьбами и его судьбой. Ощущают его незримое присутствие, поэтому и обращаются к нему за помощью и размышляют, какие вопросы о жизни, музее и судьбе России хотели бы ему задать. Логичным финалом звучит песня «Пройти хотя бы раз по краешку твоей судьбы» в их исполнении.

«Барнаульская ночь» Олега Маслова — история вымышленная. Драматург ставил задачу деконструировать миф Шукшина и восстановить его живой человеческий образ. Для этого он решил пофантазировать, какой могла бы быть ночь, проведенная уже знаменитым на всю страну Шукшиным в Барнауле в ожидании поезда. За это время он успевает побывать в советской гостинице, познакомиться с музыкантом, встретить интересную девушку. А главное — ему выпадает шанс на фантасмагорический разговор со своим погибшим отцом. Места здесь такие — колдовские… Режиссер читки Елена Махова помогла артистам найти интонации и детали, придающие истории легкости и яркости.

Следующие две читки можно назвать своеобразной дилогией. Документальная пьеса Лары Бессмертной «Конец Шукшина, или Сто шестнадцать пополам» сфокусирована на судьбе отца писателя. Режиссер показа Дмитрий Акимов расставлял акценты с помощью звуков, главным из которых стал лязг засовов. Автор пьесы «Дитенок мой милый, андел Васенька» белорусский драматург Дмитрий Богославский посвятил свое эпическое повествование (читка длилась два часа!) материнскому образу. В Марии, без мужа поднимающей двух маленьких детей, легко угадывается Мария Куксина, мать Шукшина. Тяжелая женская судьба, безграничная готовность жертвовать собой ради сына показаны на фоне мрачных времен и умения даже в них помогать друг другу. Режиссер читки Георгий Цнобиладзе сфокусировал внимание на тексте, только ближе к финалу добавил песни о войне.

Драматург Светлана Баженова выбрала самый необычный в сочетании с фигурой Шукшина жанр фанфика. Для своей пьесы «Ныряй!» она придумала целую вселенную. В этой «небесной канцелярии» обитают спасатели. Когда-то они не смогли реализовать свой талант и ушли до срока. Теперь их отправляют спасать других незаурядных людей, которые рискуют повторить их путь. Один из посланников «небесной канцелярии» «ныряет» в Василия Шукшина в тот момент, когда тот затевает пьяную драку. На земле он будет писать рассказы, пить вино, ссориться с друзьями, ночевать по вокзалам, думать о вечном — и периодически возвращаться наверх. Режиссер Александр Огарев решил не ограничиваться читкой пьесы и сочинил эскиз спектакля. Артисты в этом показе не сидели с текстом на стульях: было использовано все сценическое пространство, включая боковую лестницу, придумано много деталей, юмористических подробностей. В такой пьесе и в такой форме подачи фигура Шукшина потеряла монументальность, обретя легкость.

У Александра Огарева, художественного руководителя Астраханского театра драмы, заслуженного артиста РФ, огромный опыт участия в лабораториях, но такой формат сотрудничества с драматургами стал для него новым:

— Драматурги дисциплинируют. Светлана Баженова была на всех репетициях и постоянно «нападала» на актеров, если они забывали или меняли слово. И это круто, это борьба за точность высказывания. У драматурга продумано каждое слово, она им дорожит, если его поменять, то и смысл изменится, — рассказал он.

«Чтобы полюбить кого-то по-настоящему, а не мимолетно, надо прожить с ним некую жизнь. За счет лаборатории мы освежили в памяти факты о Шукшине и сильно сблизились с этим персонажем душевно», — уверен Александр Огарев.

Импорт местной славы

Среди тех, кто пришел на читки пьес, были особенно пристрастные зрители — те, кто исследует творчество Шукшина, работает в музеях.

— Нам не безразлично, как будут показывать Шукшина, в каком контексте, какие ошибки допустят. Мне интересно, что Юлия Поспелова написала пьесу про музей, где Шукшин показан глазами сотрудников. Это новая, свежая точка зрения. В «Барнаульской ночи» образ Шукшина собирательный, возможно, был бы более узнаваемым, пьеса только выиграла бы. Зрители узнавали бы его горячность. Но творческий эксперимент — это здорово! Лаборатория поднимает тему Шукшина, привлекает внимание к его творчеству. Наш музей это радует, — поделилась с «Культурой» Лилия Казанцева, заведующая отделом развития Мемориального музея В.М. Шукшина в Сростках.

Пьесы о Шукшине — возможность привлечь внимание еще и к его родному краю, считает Павел Руднев, руководитель лаборатории, театровед, помощник художественного руководителя МХТ имени Антона Чехова:

— Создаются спектакли, которые локальную местную фактуру распространят на федеральный масштаб. У театра есть такое свойство — это одна из самых крутых форм импорта местной славы на большие пространства. Что касается формата, то такие лаборатории о других авторах проводились, но редко. У проекта есть уникальные детали. Здесь было большое погружение в документы, причем мы соприкоснулись с подлинниками! Ценность лаборатории и в том, что у нее есть научный статус. А несколько стадий проекта обеспечивают тексту возможность редактуры, выправки — есть понимание, как пьеса воспринимается и как сделать, чтобы она воспринималась лучше, — поделился он с «Культурой».

Зрители на лаборатории не только знакомились с историями, но и ставили им оценки. По итогам голосования первое место заняла пьеса «Ныряй!», средний балл — 8,2. В тройку лучших по мнению публики вошли «Дитенок мой милый, андел Васенька» (средний балл — 7,6) и «Барнаульская ночь» (средний балл – 7,5). По этим пьесам будут представлены режиссерские эскизы, но это случится уже в следующем театральном сезоне.

Фотографии предоставлены Алтайским краевым театром драмы имени Шукшина

Источник