31.05.2023
В Гостином Дворе с 24 по 27 мая прошла международная выставка-форум архитектуры и дизайна. Самый масштабный российский архитектурный форум впервые принял посетителей еще в 1996 году. Нынешняя «АРХ Москва», кураторами которой стали генеральный директор компании ООО «Экспо-Парк» Василий Бычков и архитектор Илья Мукосей, — уже двадцать восьмая по счету. Причем в этом году она получила официальный статус «выставка-форум»: деловую часть уравняли в правах с экспозиционной. В рамках масштабной деловой программы обсуждали многие вопросы — например, перспективы деревянного домостроительства, развитие малоэтажной застройки и проблемы импортозамещения. Однако речь шла не только о том, какими должны быть современные дома — от массового жилья до бизнес-класса, — но и об общегородских стратегиях: как сделать мегаполис красивым, зеленым и удобным. То есть тем самым городом-садом, о котором грезили философы начала XX века, испугавшиеся каменных джунглей. Так что архитектурно-дизайнерские проблемы оказались приправлены щепоткой урбанизма.
Впрочем, деловая программа привлекала в основном профессиональное сообщество, а вот выставочная часть оказалась интересна широкой публике. В этот раз на площади 12 700 квадратных метров разместились более 200 участников: от девелоперов и архитектурных бюро до государственных вузов. Зрителям представили целую россыпь спецпроектов, одним из которых стала, например, «Панорама»: рассказывающая о мировых архитектурных трендах (куратор Юлия Шишалова). Руководитель «АРХ Москвы» Василий Бычков признался «Культуре», что именно он инициировал эту экспозицию:
— Три главных редактора архитектурных СМИ — Юлия Шишалова («Проект Россия»), Юлия Тарабарина (Archi.ru) и Анна Мартовицкая (Архиблог) — по моей просьбе представили панораму российской и даже зарубежной архитектуры, чтобы показать мировой контекст. Они проделали огромную работу и, как сказала Юля, с трудом остановились на 23 трендах.
Очевидно, некруглое число было выбрано в честь 2023 года. Среди представленных трендов можно отметить массовый запрос на локальную идентичность, когда строятся здания, выражающие «московский» или «петербургский» дух. А также восстановление исторических кварталов городов и эксперименты с материалами, когда кирпичи делают из строительного мусора. Вообще поисками образа будущего оказалась пронизана вся выставка — недаром главная тема нынешней «АРХ Москвы» была обозначена как «Перспектива». Последние три с половиной года мир живет в состоянии неопределенности, и в «Манифесте куратора» Илья Мукосей написал: «Мир вокруг меняется все стремительнее. Какие еще сюрпризы несет нам ближайшее будущее и как на них ответят архитекторы? В какую сторону мы движемся и что ждет впереди?» Свои ответы в спецпроекте «Тезисы» попытались дать семь архитектурных бюро (куратором выступило бюро GAFA). Например, компания Parsec Architects презентовала футуристический объект, воплощающий ее ценности — стремление к «точному, красивому и внеземному», и предложила искать точки опоры во внеземных сферах.
Проект «Москва на стройке» возвращал зрителей из мечтаний о будущем в настоящее: фотограф Ольга Алексеенко запечатлела знаковые столичные стройки. Впрочем, и здесь присутствовала футуристическая нотка, ведь через несколько лет на месте строек появятся готовые дома — жилые комплексы и бизнес-центры.
Посередине Гостиного Двора расположился проект бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры», названного «Архитектором года». Гигантский черный куб, внутри которого можно было увидеть макет Соборной мечети в Казани, задуманной в честь 1100-летия принятия ислама народами России. Лаконичные формы мечети отсылали к мусульманской святыне — Каабе: черной кубической постройке, находящейся во внутреннем дворе мечети аль-Харам в Мекке. Проект до «АРХ Москвы» толком не видели, и его презентация вызвала бурное обсуждение. Дело в том, что конкурс проектов Соборной мечети прошел еще в прошлом году, известны имена победителей: это казанский архитектор Айвар Саттаров и московское бюро «Гинзбург Архитектс». Как с этим фактом соотносится эффектный проект ЦЛП (по сообщению РИА Новости, уже одобренный главой Республики Татарстан — очевидно, вне конкурса), не очень ясно. В любом случае, строительство мечети пока не начато.
Большая экспозиция «Ступени» соединяла сразу несколько спецпроектов. В частности, здесь можно было увидеть экспозиции архитектурных школ («Послезавтра»), а также проект «Архитектура Next!», представлявший молодые архитектурные бюро, который в этот раз исследовали тему национального. Например, бюро Archinform показало «Нейроколодец»: обычный деревянный сруб, внутри которого мелькал калейдоскоп образов. По замыслу создателей, колодец представлял собой «мистический генератор, связывающий опыт прошлого и рождение будущего, и это очень созвучно русской сказочной мифологии, наделяющей предметы уклада, быта и архитектуры паранормальными свойствами».
Ориентироваться в пространстве «АРХ Москвы» помогала необычная навигация: ее роль выполняла паблик-арт инсталляция художницы Марины Звягинцевой «Река архитектурной жизни», буквально пронизывавшая все пространство Гостиного Двора. Образ изменчивой реки — в которую, как известно, нельзя войти дважды — выглядел в нынешней ситуации особенно символично. Хотя, скорее всего, это была отсылка к архитектурному облику города, на карте которого постоянно появляются одни здания и пропадают другие. Созданная в технике биотипии, река Марины Звягинцевой начиналась у самого входа, а затем «уходила» в пластиковые трубы, точь-в-точь как в городском пространстве, где реки убирают в коллекторы. Только на трубах инсталляции можно было прочесть строки из манифеста куратора Ильи Мукосея: «Будущее за поворотом или за излучиной». В конце зала «река» вновь выныривала на поверхность, а потом опять уходила в трубы, выстроенные в виде эффектной арки. Рядом лежали большие камни-скамейки, тоже окрашенные в технике биотипии. Марина Звягинцева рассказала «Культуре»:
— Сначала зритель видит биотипию, которая являет собой мгновенный отпечаток текущей воды: она переливчатая, текучая — издалека кажется, что это переливается сама река. Затем она переходит в трубы, которые порой уходят куда-то наверх, и по ним уже течет кураторский текст. Таким образом, живая природа как бы перетекает в концепцию, которая рассказывает про связь архитектуры и природы, про перспективу. У каждой трубы свое название — собственно это четыре части, из которых состоит архитектура: «Идея», «Функция», «Материя» и «Время». Так очерчивается путь от идеи до ее воплощения и испытания временем.
И хотя будущее пока туманно, кое-какую перспективу «АРХ Москва 2023» все-таки обозначила: как минимум нас ждет «АРХ Москва 2024», а с ней — новые встречи, проекты и обсуждения.
Фото: Артур Новосильцев/АГН "Москва"
Источник