Театр

Юбилейный торжества: празднование 250-летия МГАХ продолжили концерты выпускников

Елена ФЕДОРЕНКО

29.05.2023

25 и 28 мая на Исторической сцене Большого театра прошли концерты воспитанников Московской государственной академии хореографии — тех, кто начинает профессиональный путь в год 250-летия знаменитой балетной школы, одной из старейших в мире. Бал выпускников — событие радостное, трогательное и торжественное. Переход от ученичества к профессии, от детства, которое у питомцев Академии складывается отнюдь не беззаботно, — к взрослой жизни. Продуманная и логичная драматургия двухактного вечера включала фрагменты классических шедевров и современный балет «Мусагет» Бориса Эйфмана. Открывала программу первая часть «Классической симфонии» Прокофьева, ее специально для московской школы поставил классик советского времени Леонид Лавровский в 1966 году. Кордебалетный ансамбль танцевал осмысленно и старательно, запомнились солисты: тоненькая, изысканная, прыгучая, актерски раскрепощенная Полина Нецветаева-Долгалева и прирожденный романтический принц, отлично выученный Макар Михалкин.

Далее все первое отделение стало оммажем великому Мариусу Петипа, чьи спектакли с их четкой структурной иерархией определили систему русского классического балета, на которой воспитывались и воспитываются все профессионалы. Сложнейшее па-де-де из балета «Раймонда» образцово исполнили стильная, красивая, тонко чувствующая позы Дэйманте Таранда и солист Большого театра Дмитрий Выскубенко, яркий выпускник МГАХ 2016 года. Сюиту из балета «Миллионы Арлекина» в редакции хореографа-аутентиста Юрия Бурлаки, созданной специально для Московской академии, юные артисты представили как лукавую игру с традициями итальянской комедии дель арте. Солисты — непосредственная Мария Докучаева в роли кокетливой шалуньи Коломбины и Ратмир Джумалиев, чей темпераментный Арлекин покорил мягкими и широкими прыжками, надежными пируэтами, культурой танца, — и обаятельные персонажи-маски разыграли милый и незамысловатый сюжет. В па-де-сис из балета «Эсмеральда» (редакция Юрия Бурлаки) предчувствие трагедии и боль отчаяния старательно и осторожно передавала Ксения Трохова в партии заглавной героини — она, сегодняшняя выпускница, думаю, обещает со временем вырасти в заметную лирическую балерину. Прыгучий Данила Клименко-Гренгуар танцевал отчаянно, впечатлял двойными кабриолями и точными позами.

Блок фрагментов из «Баядерки» завершал первое отделение. Грациозная резвая Мариам Вайнштейн «прощебетала» танец «Ману», неутомимые «индусы» (во главе с Александрой Сохацкой, Владиславом Марторосовым, Максимом Скорлыгиным) «отрывались» в азартном и огневом «Танце с барабаном». В Большом классическом танце, сочиненном на основе хореографии Петипа Вахтангом Чабукиани и Владимиром Пономаревым, солировали красивая, утонченная, гибкая Таисия Коновалова и Макар Михалкин, чисто исполнивший вариацию на уровне уже готового солиста. И «Раймонда», и «Баядерка» предлагали не усеченные фрагменты спектаклей, а полноценные картины с развернутыми кордебалетными танцами, ансамблями, дуэтами.

Московская академия хореография показала все преимущества отечественного балетного образования, представила эстетику академического танца, стабильность школы, высокий уровень крепкого профессионализма и воспитанный вкус своих питомцев. В каждом классическом номере они, в меру своих еще не закаленных сценой сил, передавали изысканный стиль и точную манеру исполняемых произведений, демонстрировали красивые линии в адажио, грациозные позы, кружева нюансов и успешное стремление к выразительности танца. Очевидна тенденция к решению актерских задач, осмысленности в передаче интриги, интонаций в отношениях героев, их нравов, эмоций и темперамента, внимание к смысловым паузам. Держали экзамен не только те, кто выходил на сцену, но и педагоги — своих учеников выпускали в большое плавание Татьяна Гальцева, Елена Боброва, Михаил Шарков, Георгий Гусев.

После академического блока концерта и антракта выпускники и студенты МГАХ показали одноактный балет «Мусагет» Бориса Эйфмана, что стало событием значительным и заявкой серьезной. «Мусагет» появился на свет почти два десятилетия назад в New York Сity Вallet как посвящение вековому юбилею создателя американского балета Джорджа Баланчина. Ректор Московской государственной академии хореографии Марина Леонова считает, что умение танцевать хореографию современных мастеров — требование времени. И Академия чутко реагирует на ритмы истории. По результату видно, с каким энтузиазмом ребята осваивали сверхсложную пластику Эйфмана. Хореограф впервые работал с учениками московской балетной школы и остался доволен.

Юные танцовщики примеряют на себя разные стили — и это самое интересное и самое полезное в данной работе: надежную классику, которую так почитал мистер Би как основу основ, — на ее благодатной почве произрастает его неоклассический стиль; кристальную чистоту баланчинских метафор — мелькают пластические цитаты из «Темы с вариациями», «Бриллиантов», «Хрустального дворца»; и, конечно, эмоционально насыщенный и экспрессивный язык Эйфмана. Поразительно, как за короткий срок репетиций ученики «впитали» формы и смыслы столь разных хореографов — по складу характера, эстетическим взглядам и сочинениям. Баланчин — гармоничный, оптимист, автор «чистой» бессюжетной эфирной хореографии с бездной недосказанности и минимумом сценографии. Эйфман — рефлексирующий, беспокойный, сочинитель зрелищных, подробных и отчаянно драматических интригующих историй.

Есть такая и в «Мусагете». Прикованный к инвалидному креслу творец (в программке Хореограф) перед встречей с вечностью вспоминает все то, что составляло смысл его жизни: театр, репетиции и балерин, которые дарили вдохновение и которых он «создавал», как Пигмалион — Галатею. И все это было счастьем. Земные дни мастера сочтены, но легенда продолжается в его сценических произведениях. В исполнении New York Сity Вallet в Хореографе зрители угадывали самого Баланчина, а в музах видели трех балерин, спутниц реальной жизни: Веру Зорину, Танакиль Леклер, Сьюзен Фаррелл. В трактовке «Мусагета» петербургской эйфмановской труппы балетоманы «прочитывали» автобиографические мотивы неутомимого в работе Бориса Эйфмана.

В школьном спектакле Академии нет конкретики, а фабула переведена в область внутреннего сюжета, где главными становятся не любовные эпизоды, наполненные эротическими страстями, а танец и истовое служение искусству. Лирический герой Мусагет — предводитель муз, обобщенный типаж хореографа. Солист Большого театра Клим Ефимов, выпускник МГАХ 2010 года, создает цельный образ окруженного людьми, но по сути одинокого гения, для которого процесс сочинения — тернистый путь мучительного счастья. Танцовщик выводит роль на вневременные просторы, где нет места мелодраматическим подробностям. Артист не играет волнение, оно изначально бушует внутри и ведет вновь и вновь к поиску идеала, музы. Их — три, и после дуэтов Хореографа с Музами возникают кордебалетные сцены, рожденные фантазией сочинителя.

Три Музы представляют разные характеры. Мягкая кошачья грация, почти акробатическая гибкость у героини Таисии Коноваловой, она по собственной воле выскальзывает из мира Хореографа. Благополучный союз со второй Музой — лиричной и ловкой в исполнении студентки предвыпускного курса Марии Полуниной — рассыпается из-за несчастья, но в спектакле нет никакого сентиментального смакования внезапно пришедшей беды. Третья возлюбленная — лебединая песня усталого героя. Муза Дэйманте Таранды — юная, дерзкая, уверенная в будущем и еще не обремененная тревожными вопросами. Их дуэт разворачивается в репетиционном зале — она покидает Хореографа, и свидетелем его агонии оказывается лишь сломанный балетный станок. В сцене смерти сосредоточенная музыка Баха уступает место пронзительным мелодиям грузинского полифонического благодатного хорала. Человек, даже гениальный, смертен, творения гения — бессмертны. Под музыку финала Четвертой симфонии Чайковского с вариациями на тему русской народной песни «Во поле береза стояла» юные артисты исполняют ликующий танец, широкий и свободный, прославляющий жизнь и искусство.

Серьезный экзамен сдан достойно — московская балетная школа, учрежденная два с половиной века назад Екатериной II, желавшей «провести реформы на благо русского народа», живет и процветает. Нынешний выпуск — тому подтверждение. Юбилейный год продолжается — торжественный гала состоится в Большом театре 25 ноября, на легендарную сцену выйдут молодые и уже известные артисты, выпускники прошлых лет.

Фото: Алексея Бражникова/предоставлены МГАХ
Источник