27.04.2023
В Москве прошел фестиваль современного искусства, объединивший опытных и молодых авторов.
Международный фестиваль современного искусствам DOCA в Измайлове в этом году отметил юбилей: он прошел уже в десятый раз. В целом смотр рассчитан на широкую аудиторию и ставит себе задачу познакомить публику с современными художниками. В разные годы в нем участвовали такие авторы, как Миша Most, Мария Арендт, Слава Птрк и Оля Кройтор. Тема нынешнего фестиваля звучала загадочно — «Инструкция для песочницы». Как объяснила журналистам один из кураторов фестиваля Евгения Стерлягова, DOCA в этот раз было посвящена теме игры: «Как вы понимаете, в песочнице не может быть никакой инструкции — каждый новый игрок создает свои правила либо меняет существующие. И в этом — особая парадоксальность темы».
Еще одна необычная черта фестиваля — в нем участвуют как известные авторы, так и совсем молодые, и это задает особую временную перспективу. А заодно помогает понять, куда, собственно, движется современное искусство. Впрочем, есть и коллаборации — точнее, мастерские, где начинающие художники работают под руководством опытных. Например, мастерская Валерия Чтака — художника, играющего со словом в лихих дадаистских традициях. Не первый год участвующий в фестивале, он в этот раз предложил подопечным поработать с тремя стихотворениями, знакомыми с детства: «Чем пахнут ремесла?» Джанни Родари, «Где обедал воробей» Самуила Маршака и «Телефон» Корнея Чуковского. Впрочем, известны они в основном поколению Чтака или старше, а вот юные художники воспринимают их, не зная контекста, с чистого листа, и тем интереснее наблюдать за результатами: стильными лаконичными принтами для футболок. Другие наставники — художники Наташа и Валера Черкашины — играют не со словами, а с образами, точнее — с силуэтами. Опекаемые ими молодые авторы украсили аудиторию контурами самых разных фигур. Получилось красочно и энергично — в духе творчества самих Черкашиных.
Именитый фотограф Андрей Безукладников выступил на фестивале соло, причем, в необычном амплуа. Зрители помнят сделанные им портреты звезд контркультуры — от Тимура Новикова до Германа Виноградова: причем, эти снимки сами были художественными манифестами. В этот раз мастер тоже представил портреты — только уже не людей, а деревьев («Лесная стража»). Точнее, выбрал особо живописные пни и коряги, сделал фотографии, которые потом отзеркалил, и из двух кадров сложил новый, причем такой, чтобы наросты на коре превратились в «лицо». Художница Анна Порошина тоже играла с зеркальными отражениями: на ее снимках кроны деревьев складывались в диковинные узоры. И напоминали о том, как чудесна и многообразна природа — и сколько прекрасного в нее все-таки привнес человек.
Марина Звягинцева, лидер российского паблик-арта, представила сразу три работы: «Душ эмоций», «Арт-пазл» и «Букет эмоций». Последняя — это разноцветные спиннеры, покрашенные с помощью авторской техники биотипии: остроумный и экологичный ответ любителям красивых букетов. В отличие от живых цветов спиннеры никогда не завянут, а еще их можно крутить, сколько душе угодно. Гигантский «Арт-пазл» тоже приглашал поиграть: рядом висела подсказка — картина Марины Звягинцевой. Наконец, «Душ» обрушивал на зрителя поток разноцветных лучей и помогал избавиться от тревоги, а заодно ощутить себя холстом, на который с помощью биотипии наносятся новые эмоции.
Марина Звягинцева рассказала «Культуре», какое место игровой элемент занимает в ее творчестве:
— Когда художник, занимающий паблик-артом, выходит на улицу, он сталкивается с неподготовленным зрителем. Чем его можно завлечь? Например, игрой. Играть любят все: вне зависимости от возраста. И мне кажется, в паблик-арте игровой элемент является одним из ведущих — наряду с интерактивностью. Вообще многое определяет контекст. У меня был проект для Морозовской больницы, когда важной задачей было отвлечь детей от болезней. И, конечно, я использовала элементы игры. Поэтому подобрать экспонаты для фестиваля оказалось несложно.
Художник Илья Буслаков представил серию «Числа как искусство»: зрителю предлагалось угадать цифры в словах, фигурах и разных графических символах — и порой это было непросто сделать без авторской подсказки. А о том, что фестиваль объединил разные поколения, свидетельствовал любопытный экспонат — инсталляция Евгении Кашаевой и Дениса Карасева, представляющая собой древний автомат по продаже билетов. По задумке художников, он выдавал только счастливые билетики, которые можно было тут же прокомпостировать. И если старшим поколениям не требовалось объяснять правила игры, то младшим, никогда не видевшим подобных агрегатов, нужно было все четко расписать, а заодно и объяснить, что такое счастливый билет. Зато и молодые художники кое-чему научили зрителей: в частности, показали, как важны эмпатия и умение слышать друг друга. Так, Виктория Фам представила интерактивную инсталляцию «Лабиринт» — игру, которую можно выиграть только совместно, передавая шарик друг другу. И это один из уроков, который нам всем еще предстоит выучить.
Фотографии Павел Иванов/предоставлены пресс-службой фестиваля DOCA.