20.04.2023
В Москве открылся 45-й ММКФ. Одно из главных светских событий кинофестиваля — церемония вручения премии «Аванс», которой журнал «КиноРепортер» наградит самых перспективных молодых актеров уже в десятый раз. Главный редактор и редакционный директор издания Мария Лемешева ответила на вопросы «Культуры».
– Как и в связи с чем родился «Аванс»?
– Впервые премия была вручена в 2012 году – когда в российской киноиндустрии еще, по сути, не было и намека на поддержку именно молодых дарований. Так что мы решили восполнить этот пробел, тем более что по-настоящему достойных киноработ появилось предостаточно. Самый первый «Аванс» мы вручили на «Кинотавре». Тогда еще у нас не было оформившейся концепции награды, как не было и хрустальной звезды – лишь диплом в рамке. Его-то и получила Дарья Мельникова за роль в фильме «Стальная бабочка». Годом позже нашей награды удостоилась Анфиса Черных за роль в фильме «Географ глобус пропил».
Кстати, в первые пару лет мы награждали не только актеров, но и режиссеров. Не могу не похвастаться, что и в этой сфере мы оказались необыкновенно прозорливы. Например, именно мы одними из первых заметили бесспорный талант Алексея Нужного. Тогда он успел снять лишь свою дебютную короткометражку «Конверт» – правда, аж с самим Кевином Спейси в главной роли! Сегодня он общепризнанный мастер жанрового кино, которому доверяют большие бюджеты и работу с суперзвездами. Только за последние три года он снял такие зрительские картины, как «Огонь» и «Пара из будущего», а сейчас работает над «Бременскими музыкантами», и я не сомневаюсь, это тоже будет хит.
– Как появилась идея знаменитой «Белой вечеринки» на ММКФ?
– Мы двигались от символики. Белый – цвет первозданной чистоты. Нам показалось уместным, если премия, пестующая таланты молодости, будет проходить в этом цвете. Так мы закрепили за событием постоянный дресс-код total white. Первая «Белая вечеринка» в рамках ММКФ прошла в 2014 году. Тогда же вручили и первую хрустальную звезду. Ее прозрачность отлично рифмуется с белизной. Примерно тогда же мы и сформулировали ключевую миссию «Аванса» – дать молодым актерам понять, что их работа важна, значима, ценна и, главное, открывает перспективы для грандиозных достижений. Хрустальная звезда, которую мы вручим 21 апреля, – это послание артисту о том, что мы верим в него и ждем новых побед. Мне кажется, такую поддержку актеру очень важно получить на самом старте карьеры, чтобы о нем лучше узнали потенциальные работодатели – продюсеры, шоураннеры, режиссеры.
– Кто вошел в первый экспертный совет и как менялся его состав?
– С момента основания премии в ее экспертный совет входили журналисты и кинокритики, которые в разные годы писали для «КиноРепортера». Все эти люди обладают внушительным профессиональным бэкграундом и способностью ясно формулировать критерии своего отбора – они всегда знают ответ на вопрос, почему именно этот актер, именно эта актриса талантливы, и у них есть ясные карьерные перспективы. Это очень важно – не только чувствовать пульс времени, но и уметь выражать его словами.
– Премий за лучшие дебюты сейчас немало, чем выделяется «Аванс»?
– Особого секрета тут нет. Даже маленькая, но талантливо сыгранная роль никогда не остается не замеченной нами. И как результат, именно «Аванс» раз за разом давал старт очередной блестящей актерской карьере. Горжусь, что в 2015 году именно мы первыми наградили Милоша Биковича – сегодня одного из самых востребованных актеров индустрии, фильмы которого собирают миллионы.
– Отчего вспыхивающие звезды монополизировали экраны, и премьера за премьерой у нас выстреливали блокбастеры, снятые под Александра Петрова и других артистов, чья медийность поставлена на конвейер? В чем причина такой инертности нашей индустрии?
– Наверное, в том, что в этом случае в плюсе практически все. Звезды получают внимание и шанс профессионально расти, зрители – возможность увидеть любимых артистов, а продюсеры – относительно предсказуемый большой бокс-офис, что, как правило, гарантирует участие в проекте популярного актера. На «тиражирование» успеха изначально ориентирована американская модель кинопроизводства. Как вы знаете, в ней важнейшее из искусств воспринимается прежде всего как бизнес, пусть и довольно-таки рискованный. При таком раскладе звезда в титрах – это хоть какая-то гарантия того, что затраты на фильм окупятся. Согласитесь, этот факт никак не умаляет таланта таких звезд прошлого, как Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро, Хамфри Богарт, Кларк Гейбл, более чем успешно работавших в индустриальном жанровом кино Голливуда.
Так что я склонна относиться к частому появлению на экранах больших отечественных звезд как к свидетельству того, что в России есть индустрия. В том числе индустрия звезд – и да, она диктует определенный спрос. Признаться, не вижу в этом инертности. Наоборот – вижу динамику: в действительно актуальном кинопроцессе все постоянно движется, меняется, живет.
Другое дело, что в мире Россия известна вовсе не жанровым кино, а штучными авторскими произведениями, созданными в русле европейской традиции. В таком кино успех никогда не задан, он может случиться, но никогда не может быть повторен. Финансовые риски тут, понятно, огромные, но они часто компенсируются фестивальным успехом. Но ведь и эта линия кино в России тоже весьма успешно существует наравне с индустрией. И многие актеры, что характерно, успешно сочетают в своей карьере съемки и в режиссерском, и в продюсерском кино, границы между которыми сейчас во всем мире становятся все более размытыми.
– Что, кроме таланта и удачи, нужно актеру, чтобы получить «Аванс»?
– Харизма! Она нужна не только для получения премий. Ведь без них теоретически можно и обойтись (хотя с ними, конечно, приятнее). А вот без харизмы ни один актер не сумеет подчинить своей воле отдельно взятую роль и выстроить свою карьеру в целом. Уверена, что секрет успеха в нелегком актерском деле состоит именно в харизме. Ее-то мы (наряду с талантом, разумеется!) и пытаемся разглядеть в молодых номинантах «Аванса».
– Были ли артисты, которые не сумели воспользоваться «Авансом» и почему?
– Была пара ситуаций, когда актеры просто ушли из профессии или покинули нашу страну, поэтому карьера их уже не волновала, и это был их личный выбор. Но в абсолютном большинстве случаев мы попадали «в десятку». Помимо упомянутых уже Дарьи Мельниковой, Анфисы Черных и Милоша Биковича, обладателями нашей хрустальной звезды в разные годы становились Ирина Старшенбаум, Роман Курцын, Ангелина Стречина, Тихон Жизневский, Юлия Александрова и другие замечательные актеры, без которых сложно представить себе российское кино.
– Расскажите о начинающих и известных артистах, работы которых вас удивляют и радуют в минувшем и текущем сезоне.
– За последнее время я отметила для себя несколько работ молодых российских актрис. И все они сыграли в фильмах о взаимоотношениях людей разных поколений. Эта тема – одна из главных в мировом кино последних лет. Подчеркну: мое мнение – исключительно частное, зрительское. Итак, вот мои фаворитки по порядку, а не согласно какому-то рейтингу.
Представительница известной актерской династии Лиза Янковская ярко и талантливо сыграла в фильме «Ника» поэтессу Нику Турбину. Когда-то в детстве та считалась гениальной, но, повзрослев, потеряла способность писать. История разыгрывает одно из подозрений: может быть, будучи ребенком, она не сама создавала свои стихи, но, главное, рассказывает о токсичных отношениях с матерью и попытках исцелиться от них.
Мария Мацель сыграла в классической драме взросления на современном материале «Страна Саша». 21-летняя актриса едва окончила курс Игоря Ясуловича во ВГИКе, но в ее портфолио уже больше десятка работ. По-настоящему первая заметная роль актрисе досталась в нашумевшем сериале «Перевал Дятлова» 2020 года, и вот она сыграла и свою первую главную роль.
Елизавета Ищенко – настоящее открытие сериала «Алиса не может ждать». В его основе – реальная история, которую продюсеры прочитали в статье психолога. Фильм только на первый взгляд кажется очередным сюжетом о взрослении. Гораздо важнее то, что режиссер и сценарист Наталия Мещанинова показывает мир глазами современного подростка и дает исчерпывающий анализ нескольких типов разрушительных семейных отношений.
Этот список неполный. А Кузьма Сапрыкин, Роман Евдокимов, Денис Власенко, Кузьма Котрелев? Я могла бы много фамилий перечислить, а это значит, за будущее нашего кино и театра можно не беспокоиться.
– Каким видится будущее индустрии в связи со значительным сокращением громких зарубежных кинопремьер? Какие перспективы и тренды просматриваются в этой связи?
– Да, из России ушли голливудские мейджоры, хотя меньше фильмов в прокате не стало – даже наоборот. Вообще, из всего надо стараться извлечь выгоду, и я рада, что это было сделано. Теперь у наших зрительских и фестивальных картин лучшие даты и минимум конкуренции. И конечно, деньги – к деньгам. Чем больше удается студиям собрать за свои работы, тем больше они могут вложить в производство новых. Это реальный шанс для нашей индустрии.
Кроме того, прокатчики обратили внимание на новые рынки. Появилось больше интересного кино из Китая, Кореи, Индии, стран Латинской Америки… В сложившихся условиях главный тренд очевиден для всех – искать партнеров там. Например, в рамках деловой программы грядущего ММКФ состоится круглый стол о возможностях копродукции между Индией и Россией. Также пройдет питчинг идей – какие фильмы можно снимать на территории наших стран.
– Расскажите про особенности готовящегося вечера. Ожидаются ли сюрпризы, может быть, имеет смысл намекнуть какие?
– В последние годы мы все больше форматируемся в деловую площадку. «Аванс» – это уже не просто место для приятных встреч коллег и друзей, здесь подводятся итоги минувшего сезона, открываются новые имена и тренды. Весь год мы скрупулезно ищем молодые таланты, не пропускаем ни одной премьеры, включая театральные. Сейчас для нас главная сложность – из всего обилия по-настоящему талантливых ребят выбрать самых достойных, а их в последние несколько лет выросло очень и очень много, что вдохновляет.
Главное отличие мероприятия этого года – «Аванс» будет вручаться в 10-й, юбилейный раз. Будем чествовать прошлых лауреатов. Те, кто будут не на съемках, обещали прийти на «Белый вечер» и поздравить новых обладателей хрустальной звезды со сцены. Кроме того, будет концертная программа из выступлений молодых артистов, которые совсем недавно ворвались на нашу эстраду, – они тоже только вспыхнувшие звезды, но за которыми будущее.
Фотографии предоставлены журналом "КиноРепортер".