20.04.2023
Сегодня, 20 апреля в концертном зале Пушкинский стартует главный киносмотр России. «Культура» подготовила обзор программ 45-го ММКФ.
Фильмом Открытия станет «Снегирь» Бориса Хлебникова — вольная экранизация романа Георгия Владимова «Три минуты молчания» о трудной и романтичной жизни бичей-рыболовов с Александром Робаком, Тимофеем Трибунцевым и Макаром Хлебниковым. Основную конкурсную программу украсили премьеры «14+ Продолжение» Андрея Зайцева — трогательной истории воспитания чувств повзрослевшего лирического героя Глеба Калюжного, а также экзистенциального триллера «Первая любовь» двукратного лауреата ММКФ Светланы Проскуриной.
За «Золотого Георгия» с нашими мастерами поборется пестрая международная сборная. Немалыми шансами располагает румынская трагикомедия «Невеста мертвеца» Корнела Георгицэ — история французских документалистов, попытавшихся инсценировать деревенские похороны и получившими всенародный укорот. Неожиданным соперником может стать
дебютная аргентинская драма «Путь к успеху» Себастьяна Родригеса о деревенском парне, ради благоустройства в Буэнос-Айресе решившем продать племянника футбольному клубу. Аргентинец Франсиско Папарейра представит историю «Трех братьев» — одиноких охотников, «зараженных токсичной маскулинностью» в стиле «грязного реализма». Любопытна боливийская народная драма «Те, кто внизу» Алехандро Кироги о безнадежной борьбе крестьянина с тотальной бюрократией. Особого внимания заслуживает мексиканская «Черная Луна» Тонатью Гарсиа — реконструкция массового антикоррупционного народного бунта за воду, землю и право на жизнь. Эстетский шик пополам с комичным трэшем подарит болгарско-канадская антиутопия «ФИ1.618» Теодора Ушева «о новой нации вечно живущих и биологически совершенных людей-биотитанов, готовящихся навсегда покинуть Землю». Фильм-сюрприз — индийская драма «Запах греха» Нурула Алама Атика смахивающая на «Леди Макбет Мценского уезда» о мытарствах юной жены старого гробовщика, решившей сжить постылого со свету.
Главной особенностью юбилейного смотра стал масс-старт дебютантов, сформировавшим конкурс «Русские премьеры». Очевидный фаворит — сибирский нуар «Туман», первый игровой метр искушенной документалистки Натальи Гугуевой. Вгиковские выпускники порадуют премьерами мелодрам: «Тайное влечение» Стаси Венковой раскроет тему детской травмы влюбленной в режиссера актрисы, «Ада» Станислава Светлова раскроет тему первого чувства двенадцатилетней героини. «Голова-жестянка» Павла Капитонова поведает историю бунта увлекшейся робототехникой крошки-хромоножки. «Единица Монтевидео» известной актрисы Татьяны Лютаевой посвящена поздней, но спасительной любви бывшего зэка в исполнении Алексея Серебрякова. Любопытный дебют — женская драма «Край надломленной Луны» Светланы Самошиной по сценарию Натальи Мещаниновой. Единственный мужской сюжет — военная ретро-драма «Помилование» Айнура Аскарова.
Больше открытий традиционно обещает Конкурс документального кино и неигровая ретроспектива. Самая громкая премьера — «В храме Шаолинь» Сунь Хунюнь — история ментального поединка китайских монахов и сербской девушки-антрополога, проводящей раскопки в обители боевых искусств. Иранская докудрама «Дом Мамаши Шоку» Мехди Бакши Могадама исследует быт персидских наркоманок. Неожиданные впечатления подарят «Отцы» Юрия Мокиенко — пародия на российский кинопроцесс, сымитированный сельскими жителями. Юлия Бобкова проведет экскурсию в преисподнюю: «История российских тюрем. Владимирский централ». В рамках программы «Свободная мысль» цикл продолжат «История российских тюрем. Бутырский замок» Сергея Попова и «Кресты» Ангелины Ашман. Поклонникам рока адресован байопик «Михаил Горшенев. Легенда о Короле и Шуте» Дарьи Иванковой.
В рубрике «Мастера» не разминемся с драмой «Брайтон, 4» Левана Коугашвили по сценарию живого классика Бориса Фрумина и «Мантикорой» испанского визионера, хоррор-мейкера Карлоса Вермута. В «Вокруг света за 8 дней» вниманию киноманов адресована испанская «Крепость» Чики Карабанте — фильм-рефлексия по мотивам творчества великого Луиса Бунюэля. Новая ретроспектива «Рецепт успеха» поведает о кривых дорожках людских судеб. Прямой путь к удаче проторит основатель Amazon «Безос» американца Хоа Ле. Забавный маршрут — обживающий болгарскую тюрягу сириец («Не нравишься ты мне») Борислава Костова. Соотечественник Владислав Алекс Козлов убежден, что истинный успех имеет посмертное измерение, доказательство — «Немая жизнь. История женщины в черном» поведает о тайной поклоннице Рудолофо Валентино около сотни лет навещающей могилу кумира Великого немого.
«Блокбастеры народов мира» можно счесть самой забавной рубрикой смотра, но внимательный зритель наверняка разыщет в фейерверке национальных кассовых хитов ключи к сердцам шир-нар-масс. Например, в малазийском военном боевике «Сага о летчике» Мохд Зулкарнайна и Фрэнка Си или гонконгско-китайском триллере «Угрызения совести» — дебюте Джека Инь, постоянного соавтора Данте Лэма. Главным откровением «Диких ночей» станет самый жестокий вьетнамский боевик всех времен — сага о мести «Магнум 578» Люнга Динь Дунга.
Поклонникам политических триллеров стоит присмотреться к разделу «Ночь над Чили», представляющей панораму выдающихся лент семидесятых и восьмидесятых годов. Мини-ретроспектива «Русский Голливуд на Сене» объединила три шедевра студии «Альбатрос», ставшей ковчегом наших киноэмигрантов и кузницей черно-белого синема: «Песнь торжествующей любви» Виктора Туржанского и «Дитя карнавала» Александра Волкова с великим Иваном Мозжухиным, а так же четыре эпизода ранее утерянного киносериала «Три мушкетера» Анри Диамана-Берже 1921 года. «Мультвселенная» порадует премьерой отечественной авторской сказки «Яга и книга заклинаний» Владимира Сакова и иранским полнометражным волшебством «Ангел надежды» Абаса Аскари.
Экскурсом в историю киноязыка станут показы киноведа Сергея Лаврентьева «Экранные войны. Эпизод IV: Кинотеатр наносит ответный удар», представляющая первые широкоэкранные картины. В топе — сказка Александра Птушко «Илья Муромец» и совместная с финнами экранизация Калевалы «Сампо», советско-индийский эпос «Хождение за три моря» Василия Пронина и Ходжи Ахмада Аббаса, советско-китайская героическая лента «В едином строю» Ефима Дзигана, легендарный вестерн «Маклинток!» Эндрю В. Маклаглена с Джоном Уэйном, «Опасные попутчики» гениального Сэм Пекинпа и «Сладкая жизнь» Федерико Феллини. Примечание к широкоэкранному биеннале — индийский фильм-размышление «Назад в будущее» Манохара Сингха Бишта, сопоставляющий подлинное пленочное киноискусство с цифровой подделкой.
Основной площадкой ММКФ традиционно будет «Октябрь». Просмотры пройдут в «Художественном», «Иллюзионе», «Салюте», Третьяковке и Центральном доме кинематографиста, представляющем российские программы смотра. Здесь можно прикоснуться к выдающемуся, но недооцененному триллеру «Один настоящий день» Георгия Шенгелии, замечательной мелодраме «Наша зима» Степана Бурнашева, злоумышленной психодраме «Плотник» Авдотьи Смирновой, короткометражным и документальным лентам. Фильмом закрытия станет захватывающая спортивная эпопея «42 секунды» Алекса Морелло и Дани де ла Ордена о безумной борьбе с собой и соперниками сборной барселонских ватерполистов.
На фотографиях: кадр из фильма «ФИ1.618», на анонсе кадр из фильма «Те, кто внизу».