Театр

«Большой гвоздь» достался театру имени Образцова

Татьяна ФИЛИППОВА

06.04.2023

В театральном центре «На Страстном» наградили лауреатов Московской ежегодной театральной премии СТД РФ «Гвоздь сезона».

«Мы любим нашу премию, она, по моему субъективному мнению, более уютная, чем «Золотая маска», — сказал, открывая церемонию, Евгений Стеблов, заместитель председателя Союза театральных деятелей России. — С одной стороны, трудно радоваться, когда такое происходит в стране и в мире. Но радоваться надо, ощущая свою меру ответственности, потому что происходящее сейчас отразится на всем мироустройстве, мы этого просто сейчас не понимаем. Поэтому будем жить надеждой, что праздники будут приносить нам радость».

Церемония вручения «Гвоздей сезона» в этом году проходила в двадцать первый раз — напомним, что это единственная театральная премия, в которой нет номинаций. Награду получает не режиссер или исполнитель, удачно сыгравший ту или иную роль, а спектакль в целом, как результат работы всего творческого коллектива.

Конкурсный отбор премии проходит в два этапа. Сначала экспертный совет, оценив премьерные спектакли московских театров в течение года, выбирает пять наиболее интересных. Все они награждаются «Малыми хрустальными гвоздями». Спектакли, которые получат эту награду, известны заранее. А вот кто из этих пяти станет обладателем главной премии сезона, «Большого хрустального гвоздя», не знает никто из сидящих в зале, включая самих лауреатов, которые иногда пропускают пять минут собственной славы, потому что именно на эти пять минут выскочили покурить.

В этом году «Малый хрустальный гвоздь» получили: «Лоэнгрин» Большого театра в постановке канадского режиссера Франсуа Жерара; «Война и мир» театра имени Вахтангова (режиссерская работа Римаса Туминаса); «Душа моя Павел» РАМТа в постановке худрука театра Алексея Бородина; «Я — Сергей Образцов» в Государственном театре кукол имени Образцова (постановка Екатерины Образцовой) и «Трудовой хлеб» в Школе драматического искусства (режиссер Егор Равинский).

Режиссерами и ведущими церемонии в этом году, как и в прошлом, стали основатели Зависимого театрального проекта «Заячий стон» — актеры театра «Ленком» Максим Амельченко, Виталий Боровик, Кирилл Петров и Алексей Поляков. У этой четверки свой путь к славе — они снимают смешные ролики и ставят спектакли, в которых театр соединяется со Stand Up Show (два из них, «Комедия о театре» и «Комедия о смысле жизни» идут здесь же, в Театральном центре на Страстном).

Шутки у креативного квартета, что называется, «на грани», а иногда и за ней, поэтому перед началом шоу на экране появилось предупреждение:

«Если о вас жестко шутят на «Гвозде сезона», значит, вы добились небывалых высот в профессии».

Вторая ремарка сообщала, что шоу разворачивается в далеком будущем, в другой галактике, совсем не похожей на нашу.

Актеры вышли на сцену в костюмах космических штурмовиков и объявили, что им предстоит пройтись по театрам, чтобы устроить в них чистку, и действительно прошлись — и по театрам, и по отдельным персонажам.

Лауреаты, поднимавшиеся на сцену за своим хрустальным гвоздем, в отличие от ведущих, говорили не о будущем, а о прошлом — о сезоне 2021/22, который опять оказался непростым.

Ирина Черноморцерова, получая «гвоздь» за «Лоэнгрина» вспоминала, что происходило после премьеры спектакля — второй совместной постановки ГАБТа и Метрополитен-оперы. «Лоэнгрина» делала мощная международная команда — режиссер Франсуа Жирар известен во всем мире не только своими постановками вагнеровских опер, но и кинофильмами и шоу в Цирке дю Солей; сценограф Тим Йип работает в современном искусстве, театре и кино как художник-постановщик, он оформлял Олимпийские игры в Пекине и получил «Оскара» за фильм «Крадущийся тигр, притаившийся дракон». Премьера оперы о легендарном рыцаре Святого Грааля состоялась 24 февраля 2022 года, и через неделю иностранная команда уехала, включая приглашенных исполнителей. «Но вы приходите на «Лоэнгрина», — несколько раз повторила Ирина, которая была координатором международного проекта, — приходите, потому что мы прошли этап импортозамещения. Можем и без них».

Алексей Владимирович Бородин, художественный руководитель РАМТа, напомнил, как важно представить публике, кроме классиков, произведения современных авторов, и вывел на сцену Алексея Варламова, автора романа «Душа моя Павел» о поколении восьмидесятников, которое становится все более и более интересным.

Для режиссера Егора Равинского, который перенес на сцену Школы драматического искусства малоизвестную пьесу Островского, сезон 2021/22 cложился чрезвычайно удачно, поэтому в его выступлении главным было чувство благодарности за то, что на «Гвозде сезона» он оказался в такой хорошей компании.

А вот театру имени Сергея Образцова пришлось выходить на сцену дважды, потому что ему достался главный «Гвоздь сезона». Увесистый «гвоздь» унесла Екатерина Образцова, внучка великого создателя театра кукол, режиссер спектакля, поставленного по его автобиографической книге. «Я — Сергей Образцов» получил приз не просто так, за него голосует зритель, скупивший все билеты на ближайшие спектакли: до конца мая все распродано. 

Фотографии: Антон Новосильцев / АГН Москва.

Источник