03.02.2023
В последний зимний месяц погода не балует, так что самое время заглянуть в музеи. Представляем в нашем обзоре самые интересные выставки.
Москва, Музей AZ. 8 февраля — 5 ноября.
2. «РАФАЭЛЬ. ЭПОХА РЕНЕССАНСА»
Рафаэль Санти был младшим из триады гениев Возрождения. Тем не менее он вместе с Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти делит один пьедестал. Так что любая выставка, связанная с именем Рафаэля, — громкое событие. В Новосибирск привезли более 90 гравюр и литографий XVI–XIX веков с его рисунков, фресок и мозаик из частных собраний Великобритании и Германии. Важен, правда, один момент: сам Рафаэль гравюрами не занимался. Зато дружил с граверами и поощрял создание печатной графики на основе его произведений — ведь это помогало популяризировать его творчество. Некоторые листы, показанные на выставке, были отпечатаны в Риме в 1774 году с медных пластин середины XVI века, созданных вскоре после смерти художника (Рафаэль умер в 1520 году). Это иллюстрации к новелле Луция Апулея «Амур и Психея» из романа «Метаморфозы, или Золотой осел». А вот тонированные литографии фресок Лоджий Ватикана — на тему Ветхого и Нового Завета — были выполнены уже позднее, в середине XIX столетия.
Санкт-Петербург, Центральный выставочный зал «Манеж». 15 февраля — 21 мая.
4. «РУССКИЙ АВАНГАРД. ИСКУССТВО ДЛЯ НОВОГО МИРА»
Русский авангард — неисчерпаемая тема и еще один феномен, которым наша страна по праву гордится. Эрмитаж представил масштабную выставку — около 500 экспонатов. И если, скажем, в Еврейском музее и центре толерантности (проект «Мир как беспредметность») акцент сделан на авангардную живопись, то Эрмитаж особое внимание уделил фарфору — хрупкому «белому золоту». Оно привлекло многих художников-авангардистов, после того как революция отменила старый мир, а с ним — и «старые» представления об искусстве. С бывшим Императорским фарфоровым заводом сотрудничали представители авангарда, включая супрематистов: Василий Кандинский, Натан Альтман, Кузьма Петров-Водкин, Казимир Малевич, Илья Чашник, Николай Суетин. Последний в 1932-м стал художественным руководителем предприятия (переименованного в Ленинградский фарфоровый завод). К наследию авангарда вновь вернулись во время оттепели в 1960-е — тогда на заводе работали ученики Малевича Анна Лепорская и Эдуард Криммер. Впрочем, мотивы и образы, придуманные столетие назад, остаются актуальными и сегодня, что демонстрируют произведения из фарфора, созданные в 1990–2000-е.
Москва, Музей русского импрессионизма. 9 февраля — 21 мая.
Новая выставка в Музее русского импрессионизма расскажет именно об отличниках — выпускниках Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, повышавших квалификацию за границей. Зрители увидят работы классиков — от Ильи Репина и Генриха Семирадского до Бориса Кустодиева, Александра Яковлева и Василия Шухаева. По традиции на третьем этаже откроется спецпроект — работы европейских художников, которых отечественные авторы упоминали в письмах из заграничных поездок. Имена тоже представительные: Камиль Коро, Гюстав Курбе, Эжен Каррье. Обмен опытом в европейских путешествиях в итоге оказался полезным для русского искусства и позволил ему на рубеже XIX–XX веков пережить настоящий подъем.
Екатеринбург, Центр «Эрмитаж-Урал». До 26 марта.
На выставке показаны 34 произведения. Прежде всего стоит обратить внимание на гравюры Франсиско Гойи — Эрмитаж может похвастаться всеми знаменитыми графическими циклами художника. Представлены и другие выдающиеся художники — от Диего Веласкеса до Франсиско де Сурбарана. Впрочем, зрителей порадует не только живопись и графика: на выставке можно увидеть предметы испанского декоративно-прикладного искусства, испытавшего на себе влияние культуры Востока. В том числе испано-мавританские ювелирные изделия, керамику и стекло.
Пермь, Центральный выставочный зал. До 18 февраля.
8. «ДК СССР»
Выставка, приуроченная к столетию образования Советского Союза, претендует на звание самой масштабной: 13 тематических разделов, посвященных восьми видам искусства — от архитектуры до кино, всего более 700 предметов. Пространство «Манежа» превратится в огромный ДК — своеобразную лабораторию культуры, где разные виды искусств соседствуют друг с другом, как было в домах культуры по всему Советскому Союзу. Курировать разделы пригласили именитых экспертов, в том числе Зельфиру Трегулову (директора Третьяковской галереи), Евгению Петрову (заместителя директора Русского музея по научной работе), Ольгу Галактионову (директора РОСИЗО). Зрители смогут увидеть уникальные вещи: например, мозаики, созданные художницей Надей Ходасевич-Леже (вдовой Фернана Леже) и подаренные ею Советскому Союзу. Некоторые из них были установлены на площади в Дубне около Дома культуры «Мир» и не покидали этого места вплоть до нынешнего момента. Кроме того, зрителям покажут эскизы Мавзолея Ленина, а также грандиозной и неосуществленной постройки — Дворца Советов. И, конечно, будет живопись: от классиков советского искусства вроде Александра Дейнеки, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Самохвалова до современных авторов в лице Франциско Инфанте-Арана.
Москва, Новая Третьяковка. До 10 мая.
Выставка посвящена истории Владимиро-Суздальской земли — места, где формировалось ядро Российского государства. Один из главных экспонатов — златые врата суздальского Богородице-Рождественского собора (XIII в.), выполненные в технике «золотой наводки», древнейший памятник подобного рода, созданный на территории Руси. Кроме того, можно увидеть редкие иконы — в частности, первый список иконы Владимирской Богоматери конца XIV — начала XV столетия, авторство которого приписывается Андрею Рублеву. Или белокаменного резного льва — символ города Владимира и его князей. В целом это первая масштабная выставка предметов, связанных с историей Владимиро-Суздальской земли, и ее, безусловно, стоит посмотреть. Иначе придется ехать во Владимир и Суздаль (а также Муромцево, Боголюбово, Кидекшу и Гусь-Хрустальный — территория музея огромна) — что, впрочем, тоже обязательно нужно сделать.