09.12.2022
Четвертого декабря состоялся показ фрагмента учебной постановки в исполнении слушателей Академии кинематографического и театрального искусства и прошел мастер-класс Никиты Михалкова.
Слушатели представили часовой отрывок пьесы «Снегурочка» с элементами пластической постановки, а затем слово взял мастер. Уточняя оценку трактовки, Михалков процитировал классика сцены: «Михаил Чехов говорил «слово ничего не значит», имеет значение рождение слова. Слово обретает энергию, значение и смысл, только когда я вижу, как это слово рождается, — важно, почему я говорю, что происходит со мной до того, как слово вымолвлено, произнесено… Именно этим — переживанием, а не представлением — отличается классический русский театр, традиционная русская школа от других театров…
Отметив трудность выбранного материала — «сказки, наива, лубка», — Никита Сергеевич предостерег артистов от овнешнения образов: «Неосязаемое, внутреннее, живое, мужское и женское должно быть ощутимо… Мы можем все оформить с точки зрения костюма, сцены, но если вы не даете возможность заглянуть за кулисы ваших чувств, лишь показывая их… — это не настоящее проживание образа на сцене с концентрацией и энергией, энергетическим влиянием на зрителя, созданием атмосферы».
Михалков предложил слушателям простое упражнение по концентрации. На сцену поднялись трое добровольцев, тут же обнаружился реквизит –теннисный мячик. Требовалось молча «заряжать» предмет подаваемыми Михалковым репликами и с соответствующей подачей настроения бросать партнерам.
Предлагаемые обстоятельства: ночь, девушка приводит домой парня. Оказывается, в квартире не спит отец. Ребята и мяч легко справляются с бытовыми подачами «где была?», «кто это такой?», «ты с ума сошла?», но спотыкаются о тонкую акцентировку: «так мне уйти?» и «решай сам!»
«Понимаете? Это то, о чем мы вообще не задумываемся, – резюмировал мастер, –Представляете, какое здесь количество возможностей и необходимостей для спектакля? На девяносто процентов мы не думаем о том, как использовать инструмент, который Господь нам дал, – наше тело! В кино эта возможность позволяет заменить две страницы текста крупным планом, одной деталью. У Трюффо в солнечный день героиня в слезах выбегаетиз дома, садится в машину и включает «дворники»— ее слезы ассоциируются у нее с дождем, она не понимает насколько она в этот момента эмоциональна, и уже от нее «включается»биологическая память зрителя: он понимает, что на самом деле это не дождь, а слезы. Если мы проникаем в глубину состояния человека, во взаимоотношения характеров и характер взаимоотношений, – все это должно существовать в гармонии – психологический жест и рождение слова, энергия слова и энергия взгляда.
От энергии сказанного на сцене зависит все… и если десять минут на сцене совпали с десятью реальными минутами в зале, когда они соединились – это уже очень хороший спектакль.
Фотографии предоставлены Академией Н. С. Михалкова.