Театр

«Лабиринт» в Большом: три танцевальные истории современных хореографов

Елена ФЕДОРЕНКО

18.11.2022

На Новой сцене Большого театра состоялась премьера международного проекта «Лабиринт», созданного продюсерской компанией MuzArts. Три хореографа представили свои одноактные спектакли под общим названием — метафорой жизни с ее ребусами, зигзагами, хитросплетениями.

«Сияние» на музыку Ильи Дягеля поставила хореограф Ольга Лабовкина, «Нерв» композитора Василия Пешкова сочинила Анна Щеклеина. Оба хореографа неоднократно и успешно участвовали в конкурсах и фестивалях, давно связаны с современным танцем и увлечены поисками своей оригинальной лексики, но впервые работали с артистами, чьи тела воспитаны в системе балетного академизма. Третий спектакль «Минотавр» (музыка Макса Рихтера) осуществил известный в России Патрик де Бана, приехавший из Германии. В каждом спектакле занято по семь исполнителей: солисты и артисты Большого театра и один приглашенный самородок Ильдар Гайнутдинов — солист Театра танца Аллы Духовой Todes, лидер телевизионных танцевальных шоу.

Спектакль «Сияние» вдохновлен идеями известного научно-фантастического визионерского романа британца Олафа Стэплдона «Создатель звезд». В предисловии к первому изданию 1937 года автор-философ пишет о своей попытке вглядеться в далекое будущее Вселенной и предостерегает: современная цивилизация приближается к катастрофе.

Из романа автор балета заимствует образ Рассказчика, наделенного способностью кочевать по космическим мирам и заглядывать в грядущие времена. Однажды ночью герой покидает свою маленькую и надоевшую повседневность и выходит из дома. Из простого обывателя он превращается в Наблюдателя, «становится частью вселенского коллективного сознания» и в своем ментальном странствии задается вопросами: «что есть человек, что есть разум и его цель, что есть дух». В поисках ответов знакомится с «Первоисточником всего сущего». Сложновато для танцевального спектакля, но минчанка Ольга Лабовкина не впервые дерзает исследовать подсознание и идею свободы, азартно играет с абстракциями. В своем номере «Воздух», показанном лет пять назад, она искала пластические эквиваленты истоме, прорыву, космосу.

Выступающая и в роли художника, Ольга Лабовкина на сцене создала образ какого-то нереального сияния: по заднику плывут абстрактные облака и передвигаются линии, на него же проецируются небоскребы с горящими окнами, ослепительные планеты, светлые горы, тела, лица. На подмостках — крошечные, как детские игрушки, домики и огромная, семиметровая серебристая голова. Правда, что это голова, становится ясно не сразу — поначалу она лежит лицом вверх и ее полое нутро (чрево) — комната, по которой мечется главный герой. Его выразительно танцует гибкий и харизматичный Ильдар Гайнутдинов.

В роли Первоисточника всего сущего — отличный танцовщик и одаренный актер Артур Мкртчян. Его встреча с Наблюдателем повторяет мизансцену картины «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Однако Наблюдателю так и не удается получить ответы на вопросы бытия и мироздания, но, очевидно, по мнению хореографа: попытка — тоже важный, а не бессмысленный процесс. Думаю, исполнители согласны: некий духовный союз, коллективный разум азартно создают прелестная Елизавета Кокорева, торжественная Анна Балукова (она же — ассистент хореографа) и крепкие способные танцовщики Георгий Гусев, Алексей Путинцев, Александр Смольянинов. Не уверена, что все зрители приняли «историю эволюции разума и духа человечества», переданную тягучей атмосферой и простоватыми движениями. Были и скептики.

Мысли Анны Щеклеиной, хореографа из Екатеринбурга, более земные и понятные: люди травмируют друг друга и не замечают боли другого, а спектакль «Нерв» предлагает объединяться, искать «способы общения», стараться понять того, кто оказался рядом. Созвучной темы Анна касалась в своей работе «Зона близости», созданной в соавторстве с Александром Фроловым. Тогда речь шла о загадочной интимной территории, на которой между любовью и ненавистью, дружбой и враждой — один шаг.

«Нерв» четко делится на две части: в первой — почти животная агрессия и ярость, во второй возникают взаимопонимание и нежность. Эпиграфом спектакля «Нерв» становится сцена из какого-то гигантского театра марионеток: персонажами управляет невидимый кукловод-великан, дергая за веревки, привязанные к колпакам персонажей. Тела артистов (художник Галя Солодовникова) затянуты в комбинезоны, разрисованные кровеносными сосудами и мышцами с оголенными нервными окончаниями. Дерзкие и резкие порывы ведут героев, лишают их индивидуальности — лица персонажей скрыты балаклавами.

Во второй части — быстрая смена настроений и состояний: костюмы имитируют обнаженные тела и льется танец признаний, восторгов, гармонии, преданности, тонких переживаний. Видимо, хореограф очарована миром балета — Анна Щеклеина щедро использует классические па, а две интересные высокие балерины Виктория Брилева и Алена Ковалева «говорят» не на языке contemporary dance, а произносят «слова» классического лексикона.

Патрику Де Бана, не сговариваясь, все журналисты задавали один и тот же вопрос: «Как решились приехать?». Он отвечал: «Я — артист и считаю, что искусство должно объединять людей, а не разделять их. Очень обрадовался предложению поработать с великолепными солистами Большого и сразу сказал — да, даже не просил времени для размышлений». Патрик Де Бана — уроженец Гамбурга, премьер труппы Мориса Бежара и компании Начо Дуато, гордится своими африканскими корнями. Собственную компанию Патрик основал без малого два десятилетия назад и немало ставил в России: в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац, «Кремлевском балете», в Новосибирской опере… Его балет «Пока не пошел дождь» танцевала Светлана Захарова, еще раньше он придумал номер для виртуоза Ивана Васильева в проекте «Короли танца». Москва видела и фрагмент бессюжетной хореографической постановки балета «Игры ветра», осуществленной в Венской опере, и его «Прощальный вальс», исполненяемый Алессандрой Ферри. Де Бана сочинил несколько спектаклей в формате «Жизнь замечательных людей». Среди них — «Эхо вечности», показанное Чеховским фестивалем, о китайском императоре, поглощенном страстью к наложнице и забывшем о государственном долге.

Хореограф любит ясные сюжеты, понятные всем в зрительном зале, движущая сила которых — ясные страсти. На такой Патрика вдохновила пьеса «Цари» Хулио Кортасара. Из древнегреческого мифа о Минотавре известный аргентинский драматург взял не фабулу, а типажи. Прекрасная Ариадна влюбляется не в отважного Тесея, а в своего единоутробного брата Минотавра, чудовище с телом человека и головой быка. Хореограф добавил сентиментальности, выстроив отношения Минотавра со своей матерью — Пасифаей. Фабула — простроена, отношения героев — продуманы, хореография — грамотна и не отягощена пластическими откровениями, но Патрик Де Бана никогда и не был «дерзким новатором». Танцовщики наполнили танцы оттенками дивных чувств.

Сложно не подпасть под обаяние Минотавра в исполнении Дениса Савина. Он — герой с нежной и ранимой душой, фигура трагическая, раздираемая противоречиями, их транслирует и великолепный Денис Савин, и четверка крепких танцовщиков: Карим Абдуллин, Алексей Гайнутдинов, Антон Гайнутдинов, Василий Данильчук, обозначенные в программке как «Alter ego Минотавра». Судьба непонятого и одинокого отшельника, заточенного в подземелье, тревожит и вдохновляет хореографа: «Люди воспринимали Минотавра как злобное чудовище, но для меня он — одинокий и тоскующий — жертва людей, которые не отличаются милосердием». Мать Минотавра в исполнении Анны Балуковой винит себя за одинокую тоску сына и нависшее над ним проклятье. Мария Виноградова гармонична в партии кроткой Ариадны.

Выразительные костюмы придуманы Игорем Чапуриным: блестит посеребренная одежда Минотавра, на Ариадне — черное траурное платье, Пасифая в красно-кровавом одеянии. В глубине черной коробки сцены — голова Минотавра. Ее изготовил из карельской сосны скульптор Даши Намдаков. Узкий вертикальный разрез багровой морды, выпученные глаза, полукружье длинных светлых металлических рогов — произведение искусства от бурятского художника, который воплотил немало мифических существ. Публика принимала спектакль восторженно, а растроганный Патрик Де Бана встал на колени перед артистами и прикоснулся лбом к великой сцене.

Фотографии: Андрей Степанов / предоставлены PR-агентством Бедуш&Маренникова.

Источник