Кино

Никита Михалков: «Наша Академия — не секта, это артистический рай»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

07.09.2022

Шестого сентября в Российском фонде культуры прошла церемония вручения студенческих билетов новым слушателям Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова. Перед тем, как разбить тарелку об операторский штатив, ректор обратился к питомцам:

— Поступление в Академию — важный этап вашей жизни, ведь, как вы знаете, мы брали лучших из лучших, но и среди вас есть лучшие и здесь возникнет острая конкуренция… То, что вы поступили к нам, еще не значит, что все выйдут на сцену. Для нашей Академии этот выход — абсолютное признание качества того, чему вы учитесь, но это не значит, что те, кто не выйдет, получат некачественное обучение. В любом случае его невозможно получить в любом театральном вузе страны, кругозор, который мы даем, уникален. В одном месте мы можем собрать таких людей, как Александр Адабашьян, Алла Демидова, владыка Тихон, и главный муфтий, и Сергей Гармаш, и Борис Эйфман. Кроме того, вы сможете попасть на любой спектакль, концерт или выставку, и тот факт, что все это вы получите бесплатно, благодаря Фонду Елены и Геннадия Тимченко, снимает с нас ответственность за то, что кто-то не выйдет на сцену.

Очень прошу понять, что та ступень, на которую мы стараемся подняться, уникальна уже потому, что все великие актеры американского кино прошли через нее, через школу Ли Страсберга, обучавшегося у Михаила Чехова. Система Станиславского — это первоклассное ПТУ, позволяющее почти любому человеку заниматься актерским ремеслом, но она имеет ограничения. Дальше — Михаил Чехов, который пошел и вглубь и ввысь, и это уже гениальный университет. Система, которую мы пытаемся использовать, зиждется на Станиславском, Михаиле Чехове, Шарле Дюллене и Питере Бруке, все эти великие занимались поиском смысла, к которому они находили особые пути, ставя гениальные спектакли. Мы должны понять это, ощутить, и тут важно двигаться вперед, не задавая вопросов «почему так» и «зачем». Так надо. Тут ничего не делается «просто так», и поэтому я очень прошу вас с открытыми глазами принимать все то, что вам дают.

Для меня самого было изумлением: встречи с актерами, которых я видел, понимал, с которыми занимался; через какое-то время мы расходились, а потом они возвращались, и это были другие актеры. Тут происходит очень незаметная метаморфоза: переход артиста из одной системы отношения к роли, театру и себе — к другой, он почти невидим. Питер Брук говорил: наша задача невидимое сделать видимым, а я для себя формулирую по-другому: наша задача — невидимое сделать видимым, оставаясь невидимым. Это следующий этаж, иной уровень; нечто странное, неожиданное, удивляющее может быть вам внове, но не примите это за некое шаманство, Академия — не секта, это — артистический рай. У вас будут замечательные педагоги, вы будете заниматься с ребятами, которые уже закончили Академию, они вам помогут, но кто из вас выйдет на нашу сцену, зависит только от вас.

Фотографии: www.academynsm.ru
Источник