03.08.2022
В кинотеатрах — лирическая комедия, чье название прокатчики неудачно перевели как «Певица на всю голову», хотя с головой у героини полный порядок…
Невероятно, но факт: за три десятилетия капиталистического строительства на российских экранах не появилось ни одной внятной истории успеха! Причин может быть множество, но ключевой причиной «заговора молчания» представляется зыбкость нашей мифологической почвы: в ней явно не достает веществ, питающих индивидуальные потребительские идеалы. Между тем, здесь найдется масса удобрений для любых историй, ведь никакой успех немыслим без сказочного везения, волшебных помощников и титанических испытаний, а — главное — моральной победы над миром.
Возможно, российские мастера экрана догадываются, что финансовый избыток является лишь виньеткой на полях мифических сюжетов, но, коли так, дело не в дефиците реальной фактуры и живого воображения, а в cancel culture — негласном запрете отражения реальной жизни… А, может быть, все проще: взрослые истории и всамделишние удачи не умещаются в рамки запродюссированных киноаттракционов.
К счастью, образцовые примеры работы с насущно-сказочным дарят нам западные коллеги. Например, британский режиссер польского происхождения Бен Луин, набивший руку на легендарном сериале о простом женском счастье сверхуспешной «Элли МакБил». Оригинальное название нынешней ленты автора Falling for Figaro — «Запасть на Фигаро», или же «увлечься», «влюбиться», «втюриться» — отсылает к волшебному сюжету Бомарше с пасторальной хохотушкой, приручившей птицу счастья — неотразимого баловника и жуира.
Счастливый щебет влюбленных украшает пролог картины: на оперной сцене милуются голубки Le nozze di Figaro. Публика упивается моцартовскими трелями, в партере на плече пышной дамы посапывает лощеный кавалер. Пробудившись, плэйбой присоединяется к аплодисментам и увлекает спутницу в любовное гнездышко, а Милли (Даниэль Макдональд) все как-то не спится. Наутро ее торжественно принимают в совет директоров аудиторской фирмы, но девушка решительно рвет со статусной должностью и потребительскими стандартами, бросает уютный лофт и ручного бойфренда — решительно устремляется в шотландскую деревеньку Свиное рыло, где пенсионерит профессиональный педагог Меган Джеффри-Бишоп (Джоанна Ламли), способная сделать из возрастной ученицы оперную приму.
Сюжетный пассаж выглядит глупым анекдотом, поскольку амплуа австралийской актрисы Даниэль Макдональд — комическая толстушка, по законам жанра обязана уступать ведущую партию дамам, оказавшимся рядом на расстоянии ста метров. Поэтому в Свином рыле не обнаруживается соперниц, а когда лондонская «Фрося Бурлакова» пробует голос, проявляется смыслообразующий контраст ленты: тело и душа, обременительная константа и очаровательная переменная.
Присочинив наставнице вздорный характер и дубоватого ученика из местных селян, авторы картины задают сильную композицию из трех фигур. Выясняется, что Макс (Хью Скиннер) — одержимый сценой сирота. Парень уже пять лет оттачивает технику, но не находит внутренней опоры и объема, ведь «для того, чтобы научиться петь оперу надо уметь страдать», — поучает бывшая прима. Эта максима масштабирует тонкие обстоятельства и переводит комедию положений в лирический план: чутко-восприимчивая к музыке Милли умеет страдать, а, значит, вовсе не блажь, но сама судьба, точнее, телесно-социальная конституция и чуткое сердце завели толстушку в сказочную глухомань! Максу просто необходимо спеться с Милли — в вокальном дуэте он обретает эмпатию, недостающую опору и объем, чувство партнера и сцены, подлинное вдохновение.
Увлечения и размолвки вокалистов прописаны схематично, но — не беда, они позволяют сконцентрироваться на чуде звукоизвлечении — проникновении простаков в элизиум вокала и тут оказывается, что прасолы не одиноки — романтическую коллизию венчает интригующая кульминация — певческий турнир. Парвеню прибывают на лондонский конкурс «Голос оперы» и оказываются в водовороте дюжины выстраданных партий. Сильнейшему открываются радужные перспективы на всех подмостках, но тут герои лишаются взаимной опоры, остаются тет-а-тет со сценой и публикой, выдают концентрированную эмоцию — также и их соперники. Исход непредсказуем, удача — лукава, но тем великолепней триумф! Только вот в нагрузку к лаврам «счастливчику» присуждается амплуа одиночки — личный успех сулит разлуку. Однако режиссер дарит парочке хэппи-энд: иной развязки Le nozze di Figaro не предполагает. Тут обнаруживается рифма камерной ленты и музыкального шедевра: вокально неотесанные простаки обретают вокальную опору друг в друге, а автор находит созвучие нелепого дуэта в самом счастливом и хрупком оперном вертепе.
«Певица на всю голову». Австралия, США, Великобритания, 2020
Режиссер Бен Луин
В ролях: Даниэль Макдональд, Хью Скиннер, Джоанна Ламли, Гари Льюис, Ребекка Бенсон
12+
В прокате с 28 июля