Кино

Искусство защищать: обучающий интенсив по питчингу открылся в Москве

Татьяна ФИЛИППОВА

28.06.2022

В Москве с 27 по 29 июня проходит образовательный интенсив для начинающих кинематографистов, которым предстоит участвовать в питчинге Министерства культуры.

Перед началом интенсива состоялся брифинг, который открыл Дмитрий Давиденко — новый глава департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры РФ. Он напомнил, что не всем выпускникам киношкол удается дойти до финала, то есть до премьеры собственного кино, и не потому, что им не хватило таланта. «Я знаю людей, которые не осмелились участвовать в питчинге, они будут дорабатывать свои заявки. Практика питчингов — мировая, и я надеюсь, что этот интенсив поможет дебютантам участвовать в защитах своих проектов, общаться с продюсерами и инвесторами».

В брифинге принял участие и директор по киноканалам медиахолдинга «Цифровое телевидение» Иван Кудрявцев, недавно ставший председателем отборочного комитета Московского Международного кинофестиваля. Новый программный директор ММКФ подчеркнул, что интенсив должен дать дебютантам не просто подготовку к питчингу Министерства культуры, но и навык участия в любом конкурсе. «Каждый кинематографист должен уметь представить свой проект коротко, за минуту, за тридцать секунд. Мы будем учить этому участников семинара три дня, с генеральным прогоном на сцене Минкульта, где все защищаются. Это даст им возможность чувствовать себя уверенно на любом питчинге».

Иван Кудрявцев напомнил, что питчинги сегодня проводит не только Министерство культуры, но и общество «Знание», Фонд кино, Институт развития интернета и даже Министерство обороны. Везде есть своя специфика, но навык защиты своего проекта необходим во всех случаях.

Актриса, продюсер и сценарист, владелец компании «Лана Синема» Светлана Большакова в интервью «Культуре» подтвердила, что защита проекта — это настоящее искусство.

— Самое главное в питчинге, если ты участник, — не считать, что все сложится само собой. Подготовка должна быть такая, чтобы ты поминутно знал, что ты будешь говорить. То есть план А должен быть готов. Скорее всего, случится план B, но первоначальная концепция позволяет тебе держаться в берегах и говорить не про свою боль, свой страх, а про свой проект. Можно заранее продумать ответы на вопросы, которые тебе зададут. Как правило, их три-пять, есть обязательные: какой бюджет, какая команда. Некоторые рекомендуют делать отдельные слайды с ответом на вопрос, это приятно удивляет комиссию. Звучит вопрос, ты говоришь: «Слайд номер 15». Все выступление должно уложиться в пять минут, и это дает тебе бонусы, потому что ты можешь развернуто рассказывать о проекте.

Есть ли универсальный ключ к успеху? Юмор, например. Или неожиданная форма подачи.

— Как ни странно, это ясность проекта. Я знаю истории, когда люди приходят в сценических костюмах, приводят с собой актеров, и защита проекта превращается в шоу, но побеждает другой человек. Если смотреть со стороны, я, как продюсер, выберу не тот проект, который меня повеселил на питчинге, а тот, что мне понятен.

У какого фильма больше шансов получить государственное финансирование, у крепкой жанровой картины или авторской, не рассчитанной на массового зрителя?

— Это зависит от питчинга, на который ты идешь, если это питчинг зрительского кино, то да, там будут побеждать картины, которые имеют кассовый потенциал. Но при этом бывают питчинги, где поддерживаются как раз картины авторские, потому что на жанровое кино проще найти деньги. Режиссер может даже взять деньги в долг, чтобы потом вернуть. Авторское кино нуждается в невозвратных деньгах, в поддержке. Иначе оно просто не сможет родиться. Поэтому у авторского кино бывают преимущества на питчинге. «Эти и так снимут, — рассуждает жюри. — Деньги найдут, еще и заработают».

Как питчинг выглядит глазами человека, который защищает свой проект? Сколько человек в жюри? Есть ли зрители?

— Раньше минкультовские питчинги были открытыми, могли приходить зрители, но они тоже из киноиндустрии, потому что человек с улицы в Министерство культуры попасть не может. Потом, с началом пандемии, они стали закрытыми. Как проходят сейчас, я не знаю, но так или иначе в комиссии как минимум четыре человека, кто-то может находиться в зуме, и ему тоже могут дать слово. То есть ты говоришь не только для тех людей, которые перед тобой. Если это питчинг на кинофестивале, там обязательно присутствуют зрители, они, как правило, тоже имеют отношение к киноиндустрии, либо это поддержка, либо они сами хотят поучаствовать в питчинге, но пока не подготовили проект. Среди зрителей могут быть актеры, режиссеры, но ориентироваться на публику не стоит, потому что все решает жюри, и ты работаешь на первый ряд.

Что может помочь хорошо выступить — занятия по технике речи, актерскому мастерству, работа с психологом?

— Это все хорошо, но помогает только опыт. Допустим, у тебя классная речь и ты занимался с педагогом, но когда ты выходишь на комиссию, это совсем другое дело. Дай Бог, чтобы дыхание не сорвалось совсем, но пока ты не вышел пять, десять, пятнадцать раз на защиту своего проекта, уверенный в нем, тебе не станет легче.

В первый день интенсива его участников знакомили с трендами киноиндустрии, с последними событиями в киномире, объясняли, как нужно действовать, чтобы влиться в киносообщество, как повлияли на кинопроцесс санкции, как изменилась аудитория и восприятие контента. Продолжением обучающей программы стали круглые столы, посвященные документальному и анимационному кино.

Фотография на анонсе:  Владимир Гердо / ТАСС

Источник