Театр

Бить по эмоциям: петербургский Мюзик-Холл готовит для зрителя «Средство Макропулоса»

Евгений ХАКНАЗАРОВ, Санкт-Петербург

27.06.2022

В этом сезоне мюзикл будет показан только один раз, 29 июня. Подзаголовок в афише — мистический детектив. В свое время широкий зритель не впечатлился сюжетом: кинолента «Рецепт ее молодости» со звездным составом не нашла признания публики. Окажется ли успешной попытка Мюзик-Холла?

Музыку для спектакля написал Владимир Баскин, либретто — Константин Рубинский. Режиссирует постановку Сусанна Цирюк, чья предыдущая работа на петербургской сцене «Винил» стала хитом. Создатель спектакля — кстати, автор текстов к таким шлягерам, как Belle и «Короли ночной Вероны», — побеседовала с «Культурой» и на тему грядущей премьеры, и о перспективах жанра мюзикла в нашей стране в целом.

— Сусанна, в конце прошлого года вы показали в Санкт-Петербурге спектакль, посвященный не только оттепели, молодежи, надеждам на будущее, но и мрачному отпечатку прошлого. Премьера прошла с аншлагом, а что сейчас?

— Сценическая судьба «Винила» сложилась очень удачно. В день города на Неве, 27 мая, нам, создателям спектакля, вручили премию правительства Санкт-Петербурга. Когда я нахожусь в городе, то прихожу на репетицию и остаюсь на спектакль — тем более если его не было в афише около месяца. Полные залы по-прежнему собираются, и это очень приятно. Особенно если учитывать тот факт, что зрительный зал в петербургском Мюзик-Холле огромный. По репликам публики понимаешь, что некоторые люди приходили по нескольку раз. Это меня, конечно, вдохновляет.

— Но в Мюзик-Холле помимо зала еще и огромная сцена. Насколько это хорошо или плохо для мюзикла? Ведь в маленьком объеме можно выгоднее разместить декорации, да и попросту сэкономить, предпочтя использование видеоряда.

— Я люблю большие пространства, «воздух» в сценографии и масштабные массовые сцены. Для «Винила» большая сцена очень хороша, она позволяет развернуть эффектное полифоническое многоплановое действие. Что касается вообще большого формата, нужно понимать: при вывозе спектакля на гастроли можно столкнуться с тем, что не везде эти декорации элементарно поместятся. Вот и сейчас нас пригласили в «Винилом» на октябрьский фестиваль «Видеть музыку» в Москву. Когда фестивалю отказал Театр армии с его исполинской сценой, пришлось мучительно искать новую площадку. В результате есть предварительная договоренность о показе «Винила» в Геликон-опере.

— Вывезти этот мюзикл в Москву было бы хорошо: нужно показать и товар, и мастерство. Мюзикл, как и почти все сейчас за исключением некоторых образцов высокого искусства, находится на грани творчества и бизнеса. Но этот жанр все-таки очень локален. Если говорить о зарубежных постановках, то возникает осложненная ситуация с авторскими правами и лицензией, а российских мюзиклов откровенно мало, не так ли?

— Это так. Некоторые из прежних лицензий сейчас отозваны, а новых не получить.

— Один из знакомых мне музыкальных театров строил свой репертуар на постоянном сотрудничестве с Венгрией. И сейчас часть репертуара попросту ушла…

— Это не единичный пример. Сейчас Алексей Франдетти должен был ставить «Франкенштейна» — лицензия отозвана. Должен был быть — и он будет, но позже — мюзикл, посвященный юбилею Петра I. Готовился такой продакшн: российский драматург и поэт Константин Рубинский два года плотно работал в соавторстве с американским композитором Фрэнком Уайлдхорном, создателем мюзиклов «Джекилл и Хайд», «Камилла Клодель», «Дракула», «Граф Монте-Кристо». Ставить должна была иностранная команда. Но теперь будет иначе — композитор и режиссер-американец отказались от участия в проекте. Клавир был написан и оплачен, он является собственностью театра, но партитуры нет. Аранжировать музыку в петербургской Музкомедии будет, насколько я знаю, дирижер-постановщик и супервайзер мюзикла Алексей Нефёдов, а режиссером станет Юрий Александров, художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера», художник — Вячеслав Окунев, и в декабре мюзикл должен выйти, позже уже некуда — юбилейный год закончится. Но я уверена в успехе проекта, так как это безусловные «монстры» музыкального театра. К тому же, на фоне проблем с зарубежными лицензиями и правами, — вот он, простор для творчества российских авторов!

— Тем не менее есть «Винил» петербургский и еще в трех-четырех наших городах. В масштабах всей страны прозвучать очень трудно?

— В России существуют абсолютно разные музыкальные театры. Их репертуар находится в зависимости от того, укомплектована ли труппа хорошими исполнителями классики или мюзикловыми артистами. Конечно, техника, манера звукоизвлечения, исполнения, комплектация оркестра — все имеет значение. Оплотом мюзикла много лет был Екатеринбург. Российский патриарх жанра Кирилл Стрежнев одним из первых в стране начал прививать публике любовь к мюзиклу. Недавно я слетала туда посмотреть, что получилось из созданной по фильму Бергмана «Улыбки летней ночи» «Маленькой ночной серенады» мало исполняемого в России композитора Стивена Сондхайма, — я делала русскую версию либретто и стихов. Еще раз убедилась, что ребята там великолепно подготовлены, поют в настоящей мюзикловой манере, искренни и техничны в плане актерского существования. Спектакль получился тонкий, глубокий и по-настоящему эстетский.

— Но все-таки движение кадров, готовящих мюзиклы, представляется каким-то закольцованным. Например, вы, работая над новым мюзиклом «Средство Макропулоса» для петербургского Мюзик-Холла, опираетесь на ту же команду, что и в «Виниле»?

— Постановочная команда та же, но актеры частично другие. Мы все предпочитаем работать с уже сработанными постановочными командами. Это залог успеха. У меня несколько таких команд. Есть «взрослая», есть помоложе, с которой я делала «Винил». Если говорить про артистов, то это огромная радость — открывать новые имена. Изначально я не объявляла кастинг на обе женские роли, так как уже знала, кого бы хотела пригласить в спектакль. Мария Елизарова и Евдокия Малевская с радостью согласились, и мы уже вовсю работаем.

Кастинг был только для исполнителей нескольких мужских ролей. Пришло около восьмидесяти человек, и произошло несколько приятных сюрпризов. Актер Вячеслав Лебедев из театра «Буфф» — мы вообще не видели его никогда. Он стал одним из Грегоров. Второй исполнитель, Илья Русь, изначально пришел на пробы для участия в ансамбле. Но в нем проступило что-то гораздо большее. Я попросила его прочесть какое-нибудь стихотворение, так как в «Макропулосе» очень сложный текст, требующий неординарных драматических способностей. Прочитав один из «Сонетов к Марии Стюарт» Бродского, он нас полностью покорил. И теперь я уж и не знаю, какой из Грегоров в постановке окажется лучшим. Открытием для меня стал и один из Прусов — Сергей Коровин, очень тонкий, умный и харизматичный актер, с которым прежде мы не встречались на одной площадке. Но большинство главных героев мы пригласили абсолютно сознательно — понимая, что они не просто справятся с материалом, но украсят постановку. У нас два полноценных, интересных состава исполнителей, и, несомненно, каждый из них обретет своих поклонников.

— Может, вы меня поправите, но мне кажется, что у нас в России еще не было общенационального успеха мюзиклов. Был прокат зарубежных шлягеров, причем эти переносы не всегда окупались. Например, финансово провалился проект Киркорова, который привез в нашу страну «Чикаго». Вы разноплановый режиссер, ставили и мюзиклы, и оперу, и оперетту. Русская опера, к счастью, звучит. Оперетта уходит вместе с возрастным зрителем, это чистое ретро.

— Оперетта действительно почти ушла. Нужно искать новые постановочные решения для того, чтобы на нее шла молодежь. Но там еще одна большая проблема. К сожалению, даже при прекрасной музыке, например Легара, старые либретто уже невозможно воспринимать. Их нужно переписывать, это сегодня уже нежизнеспособная драматургия. Просто отдавать переписывать современным драматургам, которые, наверное, должны сохранять сюжетную канву, но при этом все решительно освежить. Лучше всего — в соавторстве с режиссером. Примером такого опыта служит блистательная прошлогодняя «Сильва» Дмитрия Белова в Екатеринбурге, по праву завоевавшая несколько «Золотых масок».

— Вернемся к мюзиклу. Насколько наши режиссеры смогут «вывезти» этот жанр в условиях изоляции? Многие говорят, что мюзикл — не наше. Что это нечто искусственное для России и потому неприживающееся.

— Когда только появился «Норд-Ост», на него было не попасть. И так продолжалось до трагедии на Дубровке. У нас есть несколько классных режиссеров, владеющих жанром. Помимо уже упоминавшихся Дмитрия Белова и Алексея Франдетти, это Евгений Писарев, поставивший «Шахматы» и «Кабаре». Он драматический режиссер, но слышит музыку и понимает ее. Интересны мюзиклы Бориса Мильграма. Я искренне люблю спектакли Филиппа Разенкова, который недавно стал новым худруком Свердловской музкомедии.

Что касается того, «вывезем» ли мы жанр, это полностью зависит от наших соотечественников-авторов. Материала хорошего мало. Но не буду пессимистом, есть очень интересные вещи. Например, композитор Евгений Загот недавно написал замечательный мюзикл «Три товарища». В Петербурге мы сейчас работаем с Владимиром Баскиным, он всегда интересно и эффектно оркеструет, а также потрясающий мелодист. Лично я очень рада, что сейчас в моей жизни случился «Макропулос». К сожалению, очень редко в основе мюзикла лежит хорошая драматургия. Честно говоря, в этом развлекательном жанре слабость литературной основы не всегда является критическим фактором. Но всегда приятнее иметь дело с хорошим текстом, хотя работать с ним сложнее.

— И это касается именно «Средства Макропулоса». Вы помните советский фильм «Рецепт ее молодости» с Людмилой Гурченко?

— При полном наборе звезд получилась очень слабая работа! Там нет нескольких мужских персонажей, «подснят» трагизм. Я попыталась пересмотреть, но не смогла.

— Именно потому, что материал Чапека сложен, премьера вашего мюзикла ожидается с трепетом. Правда, «Винил», тоже непрост — наряду со свежестью, с оттепелью, были затронуты мрачные моменты нашей истории, например сталинские репрессии. Уверен, что это не облегчило работу режиссера.

— Сейчас на этом спектакле стали аплодировать в те моменты, которые раньше проходили спокойно. О «Макропулосе» я очень волнуюсь. Если популярность молодежного «Винила» можно было предсказать, то сложная пьеса Чапека рассчитана, по-моему, на более искушенную публику, более образованную — извините за снобизм. Моя задача — поставить спектакль так, чтобы он задел зрителей разного уровня, чтобы он бил по эмоциям. Люди идут в театр за другой реальностью. И за чувствами, которые, быть может, они в реальной жизни никогда не испытают. В пьесе Чапека есть очень светлые лирические сцены, есть трагикомический мотив, есть острый драматизм. Но, конечно, это не «легкий» спектакль.

— Может, я забегаю вперед, но давайте заглянем в будущее, за «Средство Макропулоса». Есть ли у вас какие-то пожелания, что-то, что очень хочется поставить?

— Как правило, меня приглашают на конкретные названия. Очень соскучилась по опере. До 2005 года занималась только ею. Теперь реже выпадает такое счастье. А если говорить о российских мюзиклах, то желание есть, но не знаю, суждено ли ему сбыться. У того же Владимира Баскина есть потрясающий мюзикл «Поединок» по Куприну.

— Александр Куприн на афише мюзикла? Я понимаю, почему продюсеры боятся.

— Но это же чистейшая мелодрама! Причем неизбитая тема офицерской чести плюс хорошая музыка. Но верно — продюсеры боятся. А я очень хочу, чтобы кто-нибудь из них созрел для «Поединка». Там много философских рассуждений о жизни, о любви, о войне — при этом много динамичного «экшена». И прекрасное либретто Вячеслава Вербина, патриарха нашей драматургии. И его же пронзительные стихи к музыкальным номерам. С удовольствием бы еще раз поработала с Евгением Заготом.

Из более конкретных планов: под Новый год в Казахстане — «Ночь в Венеции» Штрауса. А до этого в Чехов-центре на Сахалине восьмого октября премьера «Алых парусов» Дунаевского. Это будет оригинальная постановка, никаких переносов. Там очень сильная драматическая труппа, которая безусловно заслуживает эксклюзива.

В 2023 году планируется очень интересный проект в Петербурге, но где и какой именно — пока секрет!

Фотографии предоставлены Санкт-Петербургским государственным театром «Мюзик-Холл»

Источник