Выставки

В Омске открылись несколько выставок, посвященных Петру Первому

Елена МАЧУЛЬСКАЯ, Омск

23.06.2022

Сибирский град Петров вспоминает Петра Великого

Основанный по воле Петра I в устье Невы Петербург стал для России окном в Европу. Возникший же на карте не по прямому указу императора, но в результате реализации его амбициозных планов Омск — воротами в Азию. Потому неудивительно, что в год 350-летия Петра Великого в Омске открылись и работают сразу несколько петровских выставок.

На выставке «Почерк империи» в Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля представлено 15 документов Петровской эпохи из фондов Санкт-Петербургского института истории РАН. Почти все они имеют личную подпись Петра I или канцлера Гавриила Головкина и заверены государственной печатью, почти все экспонируются впервые.

— Почерк — широкое понятие. Это имидж, образ империи, то, как этот период вписан в историю государства, как он считывается, в прямом смысле, нашими современниками, — пояснила на открытии уникальной экспозиции заместитель директора СПбИИ РАН Юлия Кантор. — По этим документам можно пунктиром восстановить не только ключевые события Петровской эпохи, но и малоизвестные факты биографии «птенцов гнезда Петрова» — людей, которые создавали Российскую империю.

Представленные на выставке документы хронологически охватывают почти всю Петровскую эпоху. Самый ранний из них — «Жалованная грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей думному дворянину Сергею Матвеевичу Заборовскому» — относится к 1684 году: к временам, когда правление Петра и его старшего брата Ивана было номинальным и во главе государства стояла регентша царевна Софья Алексеевна. Сергей Заборовский был одним из тех, кто во время Стрелецкого мятежа 1682 года встал на защиту царской семьи. Верность была достойно вознаграждена — за то, что «стоял крепко мужественно и со усердным радением по своему отечеству и по породе», Заборовскому по этой грамоте передавались из поместного в вотчинное, то есть наследственное, владение села и деревни в Романовском стане. Внушительный документ богато украшен — в соответствии с традициями времен уходящей допетровской России. Но очень скоро придет время иных государственных бумаг — почерк империи изменится.

— Петр первым из русских государей стал ставить свою подпись под документами. До этого ставилась только государственная печать — считалось, что имя государя не должно находиться в конце текста, после имени того человека, которому адресована грамота. Но Петра это обстоятельство ничуть не смущало — он решил последовать примеру европейских монархов, — рассказала журналистам куратор выставки, заведующая научно-историческим архивом СПбИИ РАН Татьяна Базарова.

Грамоты монарх обычно подписывал просто: «Петр». Но одна подпись отличается от прочих — манифест Петра I к малороссийским поданным об измене Мазепы от 28 октября 1708 года подписан — «царь Петр». Таких грамот было несколько, только в петербургском архиве их три. Ведь они должны были зачитываться старшинами малороссийскому народу и объяснять суть произошедшего.

При Петре бумаги стали лаконичнее, исчезает прежде украшавший поля грамот богатый орнамент — напоминание о нем остается лишь в начале царского титула «Божией Милостью мы Петр»: слово «Божией» превратилось в изящный декоративный элемент. Документы теперь заполнялись по определенному шаблону.

— Рубежом здесь стал 1714 год — Гангутское сражение, первая в истории морская победа русского флота. Петр Первый награждал участников сражения медалями и новыми воинскими званиями, что подтверждалось патентами. Процесс был поставлен на поток, и именно тогда были сделаны первые печатные бланки для патентов, — рассказала Татьяна Базарова.

На стандартном печатном бланке оформлен и загранпаспорт тех времен — выданный в 1719 году младшему сыну вице-канцлера Петра Шафирова Якову, который отправлялся в германские земли, чтобы освоить различные науки. Первый печатный паспорт отъезжающего на обучение за границу, кстати, относится к самым ранним печатным бланкам из известных историкам и очень отличается от оформленной 22 годами ранее проезжей грамоты стольника Михаила Оболенского, направленного царем учиться корабельному делу в Западную Европу, — на большом листе александрийской бумаги, с золотой заставкой и украшениями на полях.

Представленный на выставке патент Николаю Головину на чин капитана морского флота знаменует финал Петровской эпохи — император подписал его в сентябре 1724 года, всего за четыре месяца до своей кончины.

Еще одна выставка в Музее имени Врубеля представляет Петра как человека своей эпохи. Она носит название «Тот шкипер славный, кем наша двигнулась земля».

— В нашей коллекции нет вещей, которые напрямую связаны с Петром I. Поэтому мы рассказали, какие путешествия он совершал, показали Петра как коллекционера художественных произведений, как создателя флота, как полководца — потому что именно Северная война заставила Петра обратить взоры на Восток. В поисках средств для ведения войны им была снаряжена экспедиция Бухгольца — здесь мы выходим на тему Омск и Петр, — пояснила «Культуре» куратор выставки, директор музея имени Врубеля Фарида Буреева.

В экспозицию вошли свыше 120 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, а также архивные документы и книги. Например, листы альбома «Исторические события царствования Петра Великаго: юбилейныя картины» из библиотеки Сибирского кадетского корпуса, вышивка середины XIX века «Петр I во время бури на Ладожском озере спасает утопающих», на которой Петр почему-то представлен блондином. И роскошные гравюры с парусниками — морская тема на этой выставке стала центральной. Но знаковым экспонатом можно назвать горельеф мастера из Роветты Андреа Фантони «Великодушие Александра Македонского».

— Петр хотел найти короткий путь в Индию. Но не был первым из европейских правителей, кто пытался добраться до этой страны, знаменитой своими богатствами. Первым был Александр Македонский. Причем, если бы мы делали эту выставку год назад, этого горельефа бы здесь не оказалось, потому что его удалось атрибутировать только в прошлом году. Сейчас у нас идет интенсивное взаимодействие с коллегами из Эрмитажа. Я отправил им фотографии неатрибутированных экспонатов, в том числе фото горельефа, который поступил в наш музей еще в 1927 году из Государственного музейного фонда. Мне ответили, что, скорее всего, по сюжету это «Великодушие Александра Македонского». Стопроцентно XVIII век, первая половина, по географии, скорее всего, Фландрия либо север Франции, — рассказал «Культуре» старший научный сотрудник музея имени Врубеля Евгений Груздов.

Однако попытка отыскать следы горельефа в этих странах ни к чему не привела. Тогда Евгений Груздов расширил географию поисков до всей Европы и выяснил, что работы, выполненные в похожей манере, есть у итальянского резчика по дереву Андреа Фантони. Удалось установить, что есть терракотовый эскиз этой работы, который хранится в Бергамо. В музее семьи Фантони догадку омичей подтвердили.

Любопытно, что эскиз был сделан в 1711 году. А всего через три года Петр отправит экспедицию в Еркент, на поиски золота. Об этом напоминает размещенная под горельефом роскошная инсталляция — по исторической карте Джунгарии и прилегающих к ней земель красной линией прочерчен путь, проделанный отрядом Бухгольца. На фоне золотых россыпей — так и не ставших явью. Обозначено место битвы на Ямышевском озере, так и не достигнутая цель похода — город Еркент. И основанная Бухгольцем на обратном пути Омская крепость, ставшая единственным достойным итогом этого смелого предприятия.

Омский государственный историко-краеведческий музей подготовил к петровскому юбилею новый экспозиционный проект — «Петровский зал». Здесь представлены музейные реликвии, связанные с походом Ермака в Сибирь, строительством Тарского острога, походом Ивана Бухгольца в Еркент и возведением двух Омских крепостей.

Во второй части «Петровского зала» разместилась коллекция реликвий Петровской эпохи. Среди них есть, например, ставшая ныне нумизматической редкостью медная квадратная гривна. Изучив опыт Швеции, Петр I распорядился выпускать полноценные медные квадратные монеты-платы с номиналами в рубль, полтину и далее. Император надеялся, что они вытеснят часть мелкой медной монеты и оздоровят денежное обращение.

Посетители «Петровского зала» могут увидеть уникальное собрание икон и книжных памятников XVII—XVIII веков, картины и гравюры, иллюстрирующие жизненный путь императора. И главное — после многолетнего перерыва перед посетителями вновь предстала одна из жемчужин коллекции музея — Знамя Иоанна и Петра Алексеевичей, единственный в России образец ранних петровских знамен.

Это знамя изготовлено в Москве в Мастерских Оружейной палаты в 1690 году из китайской камки в технике «шитье встык» и расписано темперой. В центре полотнища изображен коронованный двуглавый орел с державой и скипетром. На его груди, в круге, изображение Божией Матери с младенцем. На крыльях орла в десяти медальонах — изображения святых угодников. Над орлом, в облаках, — крест и Святая Троица. В центре нижней каймы — надпись на церковно-славянском языке: «Лета 7198 июня в 29 день по Указу Великих Государей, Царей и Великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича Всея Великия, Малыя и Белыя России Самодержцев построено». Это знамя было привезено в Омск из Бийска по распоряжению командира Сибирского линейного казачьего войска Козьмы Бардина в 1787 году. Исторический стяг стал главным знаменем Сибирского казачьего войска.

Знамя чудом пережило бурные события начала прошлого века и было передано в музей в 1924 году уже в весьма плачевном состоянии. Его отправили на реставрацию в Москву. Там в институте Грабаря стяг пробыл почти полвека — знамя было законсервировано, пока не появились технологии, позволившие не только спасти реликвию, но даже обеспечить возможность ее экспонирования при соблюдении определенных условий. Эти условия позволяют извлекать его из хранилища лишь на краткое время. Потому знамя будет экспонироваться только в течение нескольких месяцев юбилейного года, а в следующий раз предстанет перед посетителями музея через пять лет.

Фотографии предоставлены пресс-службой Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля

Источник