Музыка

Министр культуры Ольга Любимова: «Конкурс Рахманинова можно сравнить с музыкальной Олимпиадой»

Елена СЕРДЕЧНОВА

16.06.2022

В Москве 15 июня в Большом зале Консерватории состоялось торжественное открытие I Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова. Соревноваться участники будут до 27 июня.

Конкурс Рахманинова проводился с 80-х годов, но был фортепианным, со временем он превратился в достаточно локальное мероприятие. Самое же главное музыкальное событие России — конкурс имени П.И. Чайковского — проводится лишь раз в четыре года, как Олимпиада. Стране требовался свой «Мундиаль», чтобы масштабные музыкальные соревнования имели место раз в два года, а не раз в четыре. На пресс-конференции в ТАСС, где собралось руководство конкурса, а также министр культуры Ольга Любимова, рассказывали, как это произошло.

Идея возродить конкурс имени Рахманинова в новом формате витала в воздухе, но главным ее «мотором» стал пианист, народный артист России Денис Мацуев. Именно он является художественным руководителем нового или, можно сказать, обновленного конкурса и председателем жюри по специальности «фортепиано».

Официально Международный конкурс имени С.В. Рахманинова «родился» в 2021 году в преддверии 150-летия композитора, которое будет отмечаться в 2023-м. По словам Дениса Мацуева, три специальности нового музыкального соревнования — «фортепиано», «композиция» и «дирижирование» соответствуют трем главным ипостасям великого музыканта.

— Конкурс собрал авторитетное жюри, которому предстоит очень непростая задача — определить лучших из лучших в каждой специальности. Нам поступило свыше 500 заявок, это больше, чем на конкурс Чайковского. Даже отборочный этап оказался весьма напряженным. Уверен, что нас ждет увлекательное музыкальное состязание среди сильнейших участников. Очень надеюсь, что конкурс откроет новые яркие имена, внесет существенный вклад в развитие фортепианной, дирижерской и композиторской школ, станет еще одним символом великой русской культуры, — сказал Денис Мацуев на пресс-конференции, посвященной открытию.

Министр культуры РФ Ольга Любимова подчеркнула: несмотря на то, что некоторые страны пытаются отменить русскую культуру, Россия остается открытой миру и проводит масштабный международный творческий марафон с участием звезд мировой музыки, искренне ценящих и любящих русскую музыку.

— В очных турах конкурса в Москве свое мастерство покажут сильнейшие участники, отобранные жюри: 25 пианистов, 25 дирижеров и 12 композиторов. На конкурс было подано 529 заявок из 33 стран мира. В состав жюри вошли выдающиеся зарубежные музыканты из США, Великобритании, Китая, Германии, Италии, Испании, Австрии, Вьетнама, Армении, Казахстана и Беларуси. Вот такое мощное международное жюри, — поделилась министр, сравнив конкурс Рахманинова с музыкальной Олимпиадой.

По мнению Дениса Мацуева, проведение Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова говорит о том, что «отмена» русской культуры невозможна.

— Я всегда говорил, что культура была и остается мостиком между народами. И Сергей Рахманинов был тем самым мостиком, соединяющим страны и культуры. И Ван Клиберн, победивший в 1958 году в Москве на Конкурсе Чайковского, думаю, не случайно исполнял Первый концерт Чайковского и Третий концерт Рахманинова.

Хотя открытие состоялось 15-го числа, первым днем конкурса было 14 июня. В этот день участники-пианисты фортепианного направления в Большом зале Консерватории выбирали рояли из трех марок — Yamaha, Steinway, Shigeru Kawai и принимали участие в жеребьевке. К сожалению, два исполнителя не смогли участвовать в соревновании. Один не приехал из-за болезни, другой — из-за карантинных ограничений. Вместо них предложили играть двум интересным музыкантам — Станиславу Корчагину и Марине Яблоковой.

Вообще, по словам Дениса Мацуева, лишь небольшой процент от общего числа конкурсантов и членов жюри — 10-15% — не приехал в Москву. Кто-то отказался по болезни, кто-то — по убеждениям. Но это совершенно не повлияло на общую картину.

Председатель жюри конкурса по специальности «композиция» Александр Чайковский уверил, что не знает конкурса в подобном формате.

— Для первого конкурса выбрана фортепьянная музыка. К сожалению, для современного композитора рояль очень часто инструмент неизвестный, большинство не владеют им так, как нас учили. Это связано с тем, что многие работают на компьютере. Поэтому мы хотели подтолкнуть участников, чтобы они написали композицию соло рояля и для рояля с оркестром. Эти рамки многих отпугнули: такого формата никогда не было. Кто-то присылал композицию только для оркестра, кто-то — только для соло. Из 45 присланных сочинений мы отобрали 12. Я абсолютно убежден, что конкурс композиторский будет как минимум очень увлекательным, а также абсолютно убежден, что будет несколько очень достойных сочинений.

Член жюри по специальности «дирижирование» Кристофер Чен не мог не рассказать еще об одной особенности мероприятия — изменении возрастного ценза для участников-дирижеров и композиторов. Обычно на конкурс приглашаются молодые люди до 32 лет. Рахманиновский же конкурс дал возможность участвовать дирижерам до 45 лет, а композиторам и вовсе не стал делать заградительный возрастной ценз.

— Дирижеры, как правило, раскрываются с возрастом, — отметил Чен. — Это очень здорово, что сейчас дирижеры в возрасте смогли принять участие в соревновании. Конкурс имени Сергея Рахманинова — самый лучший в мире!

Фотографии предоставлены пресс-службой I Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова

Источник