08.06.2022
Главным в Москве музейным событием, посвященным 350-летию со дня рождения Петра I, станет экспозиция «Петр Великий. Путешествие в Европу».
С 8 июня по 3 октября в главном здании Исторического музея на Красной площади будет развернута масштабная выставка, представляющая Петра I сквозь призму его европейских путешествий. О том, с какой целью русский царь отправлялся в Европу и какими были результаты его поездок, расскажут три с половиной сотни экспонатов из разных музеев страны, включая Государственный Эрмитаж и Кунсткамеру. В центре экспозиции два заграничных путешествия Петра Великого, каждое из которых продолжалось больше года. Куратор выставки, научный сотрудник Исторического музея Александр Чернов напомнил «Культуре», что Петр первым из русских царей покинул страну на столь продолжительное время.
— В первый раз русский царь выехал в Европу в рамках Великого посольства в 1697–1698 годах и путешествовал инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова. Официально царь оставался в Москве, а фактически он был с Великим посольством. Многие европейцы, прознавшие об этом, приезжали посмотреть, как выглядит русский государь.
В рамках второго путешествия, которое состоялось в 1716–1717 годах, царь ехал уже как триумфатор, победитель шведов, и неоднократный победитель, ехал он официально, чтобы договариваться с европейскими монархами о союзе, о сотрудничестве, чтобы с их помощью вогнать своего противника, Швецию, в дипломатическую изоляцию и принудить подписать мирный договор, потому что шведы, несмотря на все усилия и триумфы русской армии, никак не хотели соглашаться на мир.
Эти два путешествия и займут центральную часть экспозиции, которая состоит из шести разделов. Первый называется «От познания к победам», его мы начинаем с обнаружения английского ботика в Измайлове — начала Петровской «Нептуновой потехи», потом через Переяславскую потешную флотилию переходим к Азовским походам, далее путешествие с Великим посольством, цель которого заключалась в том, чтобы создать новую антитурецкую коалицию и победить Османскую империю. Эта цель не была достигнута, зато благодаря личной дипломатии у Петра появились новые союзники в войне со Швецией: он начинает Северную войну с теми союзниками, которых приобрел в рамках Великого посольства (Дания, Саксония, Польша). Третий раздел у нас посвящен Северной войне от самого ее начала до Гангутского сражения 1714 года — первой морской победы русского флота, четвертый — второму путешествию Петра. Дело в том, что Россия, несмотря на победы, не могла добиться от Швеции ни признания завоеваний, ни мирного договора, в связи с чем Петр был вынужден отправиться во второе путешествие в Европу. Из Дании он попытался надавить на Швецию путем организации военной экспедиции союзных флотов, но неудачно, потом отправился во Францию, совершил, можно сказать, культурный вояж, поскольку эта поездка очень напоминает современный туризм с посещением достопримечательностей. Но одновременно ему удалось договориться о том, что Франция выходит из союза со Швецией и выступает в качестве посредника при заключении мира с Россией. Увенчал второе путешествие Амстердамский трактат 1717 года, заключенный между Россией, Францией и Пруссией. Этим документом завершается четвертый раздел.
В центре зала у нас находится реконструкция петровского «кабинета редкостей», там собраны восточные и европейские диковинки — все, что Петр привез и мог привезти из Европы. Например, солнечные корабельные часы, созданные в Англии в 1715 году, — это подарок английского короля Георга I, дипломатический дар. И есть еще заключительный раздел выставки на втором этаже, пространство с лесенкой. Перед этой лесенкой мы выстроили Триумфальную арку, а наверху — триумф Петра, реконструкция «арматуры», то есть демонстрации трофейного оружия, которое Петр выставил после победы в Северной войне. Рядом лежат дипломатические документы — Ништадтский мирный договор со Швецией и его ратификация 1721 года, открывшие новую эпоху в истории России, — эти документы из собрания Архива внешней политики Российской империи выставляются впервые в Историческом музее. И по обе стороны от «арматуры» — галерея портретов сподвижников Петра, с помощью которых он ковал свои победы.
— Я хочу вернуться к первому путешествию будущего Петра Великого. Что двадцатипятилетний русский царь привез из первой поездки в Европу?
— На выставке у нас есть камзол. В коллекции Исторического музея таких два: они сшиты из ткани, производившейся в Нидерландах, вероятно, модной в то время, и в технике ручного стеганья, довольно трудоемкой и дорогостоящей. Еще у нас есть шлафрок — это теплая домашняя одежда, что-то вроде халата. Эти вещи, по их легенде, пришли из Кунсткамеры в первой половине XX века, когда все музеи переформатировались, перераспределялись коллекции.
Мы также показываем атлас Европы, изданный в Нидерландах в 1688 году. Атлас принадлежал Никите Зотову, царскому наставнику, который воспитывал Петра и привил ему любовь к знаниям. Поскольку в России география в тот момент не была развита как наука, в Нидерландах закупались и глобусы, и атласы. У нас есть глобус Блау середины XVII века, эти глобусы Петр закупил в большом количестве, известно, что они были в его личной коллекции.
— При подготовке этой большой выставки, над которой Исторический музей работал несколько лет, были какие-то находки?
— В отделе письменных источников сохранилось много документов, связанных со второй поездкой Петра, и в этом собрании обнаружилась расписка о выплате жалованья жене Бартоломео Растрелли за службу ее мужа в России. Петр во время своего второго путешествия нанял огромное количество иностранных мастеров, среди них был и архитектор Бартоломео Растрелли, и французский живописец Луи Каравак — на выставке представлены две его работы, портрет Петра и портрет царской племянницы Екатерины Иоанновны. И мы нашли расписку, подтверждающую, что Бартоломео Растрелли получал жалованье и отправлял его жене. Помимо этого, у нас есть ведомость, по которой французский художник Жан-Марк Натье получал 50 ливров, которые он потратил на путешествие из Амстердама в Париж. По поручению Петра он ездил в Нидерланды, чтобы написать портрет жены русского царя Екатерины Алексеевны. В начале 1717 года он написал этот портрет и потом вернулся обратно в Париж, чтобы привезти созданные им произведения, в том числе портрет самого Петра. Петр заказал ему еще и две батальные сцены: «Битву при Лесной» и «Полтавскую битву». Второе полотно висит в Эрмитаже, первое принадлежит Пушкинскому музею. Наконец, впервые показываются публике гравированные календари конца XVII — начала XVIII века. Это иллюстрированный дайджест важнейших событий, происходивших в определенном году, который позволяет представить нам картину жизни Европы такой, какой ее видели современники Петра I.
Фотографии: Андрей Никеричев / АГН Москва.