07.06.2022
Николай Чудотворец — один из любимейших святых в России, да и в мире. Третьяковская галерея 3 июня открыла выставку «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–ХХ веков». На ней можно будет увидеть списки чудотворных икон святого.
Почему мы любим того или иного человека — всегда тайна. Но причина особого отношения к святителю Николаю лежит на поверхности. Все его жизнь являла подвиг деятельной любви и милосердия. Раннехристианский святой родился в 270 году на территории современной Турции, которая входила тогда в Римскую империю. Простой и добрый епископ в Мирах Ликийских помогал нуждающимся и не боялся обличать язычников — а ведь официальной религией Рима христианство станет лишь в 380 году.
Его житие сохранило трогательную историю о том, как святитель Николай ночью подкидывал золото сестрам-бесприданницам, чтобы они смогли выйти замуж. Скорее всего, именно этот случай со временем превратился в историю о Санта-Клаусе, который приносит по ночам подарки детям.
На Руси святителя полюбили сразу. День Николы Угодника в Русской православной церкви отмечается трижды в году. 19 декабря церковь празднует успение святого Николая, 22 мая — перенесение его мощей из Мир Ликийских в город Бари и 11 августа — Рождество чудотворца. Последний праздник появился в 2004 году после перерыва в несколько столетий. Рождество Николая перестали отмечать во времена Екатерины Великой. Вообще в Православной церкви празднуют всего четыре Рождества — Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи и святителя Николая. Сегодня день рождения епископа из Мир Ликийских — исключительно русская церковная традиция, имеющая древние исторические корни.
Заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Елена Саенкова говорит «Культуре», что почитание святого чудотворца в России отличается от его почитания в других православных странах.
— Отличается прежде всего появлением чудотворных икон, чему и посвящена наша выставка списков чудотворных икон. Есть чтимые иконы святителя Николая и на Афоне, и в храмах Центральной Греции. Но изображение будет каноническое: или поясное, или ростовое. И у этих икон нет истории в отличие от русских икон, нет каких-то определенных названий. Возможно, есть в Греции в деревушках и местночтимые иконы, но их почитание не выходит за рамки сел. У нас же почитавшиеся иконы из Можайска, Зарайска, Великой Реки, Хлынова (Вятки) начинали прославлять и почитать по всей стране. Потому что все, что связано со святителем Николаем, так или иначе становилось общерусским достоянием. Поскольку Николу очень любили, то в одном храме мог быть и образ Николы Можайского, и Николы Зарайского, и Николы Великорецкого. Получается, что прославление этих икон было и этапами в истории страны, — рассказывает Елена Саенкова.
Например, чудотворная икона Николы Зарайского связана с одним из древнейших российских городов — Зарайском, первое упоминание о котором относится к 1146 году. История принесения святого образа и чудеса от него описаны в «Повести о Николе Заразском». Летописи описывают как «образ великого Чудотворца Николы Корсунского из преславного города Херсонеса» — места крещения князя Владимира — был перенесен в пределы рязанские, в город Зарайск. Позже эта икона будет называться «Заразской» («Зарайской»).
Великорецкая же икона Николая Чудотворца по преданию была найдена в 1383 году на берегу реки Великой. После чуда исцеления к иконе началось паломничество. В 1555 году по приказу Ивана Грозного образ был доставлен в Москву через новоприсоединенную Казань.
В XIII-XIV веках появляется история о чудотворном образе Николая Можайского. В ней рассказывается о том, что во время нападения врагов на Можайск над городом появился образ св. Николая с мечом в руках. Неприятель бежал, а жители города в благодарность заказали деревянную скульптуру. Святитель Николай изображен с мечом в одной руке и городом — в другой. Такой образ необычен для славянской и византийской православной культуры. Во-первых, это изображение в виде скульптуры. Во-вторых, святитель впервые изображен как воин с оружием в руках.
Елена Саенкова считает, что возможно образ Николы Можайского восходит к барийскому (в итальянском городе Бари находятся мощи св. Николая) культу.
— В почитании Святителя Николая в Бари сошлись византийские и итальянские традиции. Такой образ епископа — защитника града известен в западной традиции. Но для человека этой традиции понять иконографию Николы Угодника в Русской православной церкви непросто. У меня был случай, когда я водила греков — коллег-специалистов. Я им рассказывала про разные образы св. Николая, про Николу Можайского. В конце концов, они сказали: как же у вас много Никол! Пришлось объяснять еще раз.
По мнению собеседницы, на Руси изменяется византийская иконография и появляется та, которой не было в восточной части Римской империи.
— Например, было видение Николы Можайского с храмом в руке и мечом. И сведения о том, что это чудотворный образ распространяются по стране. К деревянной иконе отправляются в паломнические поездки московские князья и заказывают списки с нее. Образ начинают тиражировать, но иконография — не конвейер. Изображение начинает меняться. В руках у святителя оказывается храм, а не город, икона выписывается в соответствии со стилем эпохи. Это произведение искусства, и каждый раз его создавали художественными средствами и приемами, характерными для той или иной школы иконописания..
Интересно, что в русских иконах с конца XIV века часто изображается перенесение мощей святителя Николая из города Миры Ликийские в Бари. На иконах пишут так называемые «русские» чудеса: например, спасение утонувшего в Днепре младенца, которого взмолившиеся Николе родители обнаружили в соборе святой Софии целым и невредимым.
Саенкова объясняет «Культуре» почему факт, как ни говори воровства — итальянские купцы просто-напросто украли мощи святого из храма в Мирах Ликийских и привезли в Бари, стал праздником.
— Понимаете, греки воспринимали увоз мощей как кражу. Но, по большому счету, это было промыслительное событие, потому что в это время Византия начинала терять свои земли. И мощи бы пропали, неизвестно, что с ними было бы. Но «мероприятие» было дерзновенное, абсолютно купеческое. При этом часть Италии, в которой находился Бари, оставалась под протекторатом Византии до XIII века, — говорит она.
Помимо списков чудотворных икон на выставке представлены изображения святителя Николая с другими почитаемыми святыми. С XV века известны его иконы в составе деисусных чинов иконостаса. На них святой Николай, не писавший богословских трудов, оказывается в одном ряду с великими учителями Церкви — Василием Великим, Иоанном Златоустом и Григорием Богословом.
— Я думаю, что такое отношение к Николаю Угоднику невозможно объяснить. Люди всегда очень чувствуют милость и доброту. Вот как-то к нему душой прониклись люди, — улыбается собеседница.
Почувствовать милость и доброту святого можно на выставке «Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–ХХ веков» в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Работать она будет до 28 августа.
Фотографии: Кирилл Зыков / АГН Москва.