Театр

Фестиваль «Моисеевцам — 85!» продолжается: танцевальную летопись представили в Большом театре

Елена ФЕДОРЕНКО

17.03.2022

На Исторической сцене Большого театра при полном аншлаге прошел один из трех юбилейных концертов Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева, посвященный юбилею коллектива.

На концерте первого и лучшего в мире профессионального ансамбля народного танца зал был переполнен зрителями, ярусы и балконы оказались забиты до отказа. Открыли вечер спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству и давний поклонник ансамбля Михаил Швыдкой, зачитавший теплое поздравление президента России Владимира Путина, и художественный руководитель и директор коллектива Елена Щербакова. Она сказала: «Игорь Александрович — ни на кого не похожий балетмейстер. Он и режиссер, и философ, и художник. Моисеев — это добро, мир и любовь для всех людей». Знаменитый танцовщик и балетмейстер Владимир Васильев присутствовал на торжестве, но обратился к публике с экрана: «Моисеев — наша жизнь: детство, юность, зрелость. Он — всегда праздник». Речи и официоз, фанфары и литавры свели к минимуму.

Моисеевцы вспоминали свою восьмидесятипятилетнюю танцевальную историю и продемонстрировали, на что способен коллектив сегодня. В Большом театре Ансамбль Моисеева отмечал и прошлые свои важные даты. Именно сюда в 1934-м поступил на службу молодой солист Игорь Моисеев, на этой сцене появились его первые хореографические сочинения, здесь дало ростки его образцовое искусство, доведенное до эталонного великолепия. Танцы народов мира, созданные в разных форматах, — зарисовки, сюиты, одноактные балеты, — он выстраивал по законам русского психологического театра. Это всегда была история с внятным сюжетом, продуманным с точностью драматурга-провидца. Еще один титан хореографической мысли Юрий Григорович изобретенный и утвержденный гением Моисеева жанр народно-сценической хореографии определил как «неповторимое сочетание театральности и народности в единственном мире — Театре Игоря Моисеева».

Открыл вечер «Класс-концерт «Дорога к танцу», поставленный в 1965-м — своеобразная художественная модель появления сценического чуда, путь от ежедневного урока, через репетиции — к произведению искусства. Сначала — упражнения у станка, скорректированный академический экзерсис, замес народного танца с классикой. Незыблемы позиции и па, но с иными акцентами и в другой обуви. Пуанты и мягкие балетки заменили на сапоги и туфли с каблучками, но те же вытянутые подъемы, выворотные ноги, прямые спины, гибкие станы, батманы в потолок, правильные положения рук, разве что несколько заниженные, и глубочайшие плие, которые кажутся нереальными — становится страшно за колени и голеностопы артистов. Чем дальше, тем больше отличий — сумасшедшие вольные прыжки, виртуозные вращения, обжигающие трюки, присядки, припадания, дроби. В финале — рождение танца: сложнейшие фрагменты на русскую тему, украинский гопак с парубками и дивчинами в традиционных ярких венках, быстрая задорная полька.

Ученики Школы-студии при ГААНТ имени Игоря Моисеева поздравляли Ансамбль белорусским «Крыжачком». Сложный орнаментальный танец дети первого года обучения (через неполных пять лет они станут восьмым поколением моисеевцев) станцевали с задором и приветливыми улыбками. Моисеев создал школу при ансамбле в суровом 1943-м как эстафету, которая «перехватывается, и исполнители после школы приходят в уже родной ансамбль, выучив часть репертуара».

Единственную паузу в показе «золотой коллекции» танцев Игоря Моисеева заполнила хореографическая картина «Танго «Del Plata» — новинка, созданная до пандемии. Мини-спектакль аргентинского балетмейстера Лауры Роатта родственен репертуарным канонам ансамбля. Семь танго «рассказаны» ясным и сложным национальным пластическим языком. Танго для хореографа — эластичная материя, блаженно вбирающая в себя смыслы, исторические и современные. Танцы объединены четкой структурой и единым сюжетом. Эпизоды не рассыпаются, а образуют сложную композицию, и каждый рассказ — своя история с развитием характеров и отношений, с темпераментом, открытым, бьющим через край, и внутренним, потаенным. В одном танго — дыхание драматизма, в другом — легкий флирт. Многолюдный мужской танец погружает в водоворот силы, дуэты, счастливые и печальные рисуют дерзкое соперничество и отчаянную ревность, торжество страсти и горечь расставаний. Танго — меланхоличные, чувственные, сексуальные, изобретательные. Соединяет действие роковая дива (Анастасия Сорокина) в роскошном длинном платье — муза танго, душа бандонеона. Она внимательно следит за героями, то сохраняя дистанцию, то резко вмешиваясь в происходящее, — подходит к танцующим, меняет партнеров, разрывает объятия, вершит свой суд.

Лаура влюблена в искусство моисеевцев. В 1977 году, когда ансамбль гастролировал по Латинской Америке и выступал в Луна-парке — на самой большой и престижной аргентинской площадке, она испытала такой восторг, что побывала на 27 из 35 выступлений. Каждый вечер — аншлаг. Пролетело более сорока лет, но в девятитысячном зале Луна-парка никому этого рекорда побить пока не удалось. Этот рассказ Лауры вспомнился на вечере в Большом, когда ликующая публика сопровождала аплодисментами ритмы каждого танца.

Танцовщики вихрем проносились по странам мира, и с ними — все счастливчики, попавшие на концерт. Моисеевцы мигом перевоплощались в разных персонажей, движения сверкали чистотой и точностью. Сицилийская тарантелла и Сюита мексиканских танцев, Арагонская хота и хрупкая «Восточная статуэтка» Екатерины Тихоновой. Еще один танец, аргентинский, «Гаучо» — со смелыми и самовлюбленными пастухами, ловко приручающими дикого мустанга. Александр Тихонов, Роман Кузнецов, Евгений Чернышков — замечательные танцовщики-актеры создали ироничные образы страстных ковбоев, готовых и покрасоваться, и жизнью рискнуть.

С фирменным задором и драйвом вечер триумфально завершило матросское «Яблочко» — фрагмент Флотской сюиты «День на корабле», рожденной в военном 1944-м. Без него с тех пор не проходит ни одно торжество в честь Дня Военно-морского флота.

Оптимизм ансамбля — явление редчайшее, и его обаяние не меркнет. Это, пожалуй, самая большая тайна здорового и мудрого искусства, неподвластного времени. Следует добавить, что всю программу сопровождал малый симфонический оркестр ансамбля, которым руководит маэстро Анатолий Гусь.

Следующий концерт фестиваля «Моисеевцам — 85!» состоится в Государственном Кремлевском дворце 4 апреля. Программа будет составлена из других произведений, также классических. Игорь Моисеев оставил нам более трехсот танцев.
Фотографии: Евгений Масалков / ГААНТ имени Игоря Моисеева.
Источник